Сегодня в сочинской школе №100 проходит семинар для жюри Всероссийского конкурса "Учитель года России". Стали известны имена председателей групп жюри и их заместителей.
Как рассказала в ходе семинара первый заместитель главного редактора "Учительской газеты" Ирина Димова, в этом году организаторами предложен новый подход к формированию жюри I очного тура федерального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России".
- В качестве председателей групп жюри мы предложили кандидатуры народных учителей, и эта идея получила активное одобрение, - пояснила Ирина Георгиевна.
Таким образом, в течение ближайших пяти дней экспертами будут руководить абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России"-1996, Екатерина Филиппова (г.Рязань), Майя Пильдес (Санкт-Петербург), Александр Лысиков (г.Серпухов) и Петр Головин (г.Ульяновск). Кроме того, в составе жюри также присутствует и Народный учитель РФ Елена Нечитайлова из Ростовской области.
Заместителями председателей групп станут "молодые, активные творческие абсолютные победители конкурса": Александр Шагалов (2016 г.), Сергей Кочережко (2015 г.), Алла Головенькина (2014 г.) и Андрей Сиденко (2013 г.).
Советы членам жюри дает эксперт конкурса "Учитель года России"-2017, доктор педагогических наук Андрей Иоффе:
- делайте записи. После конкурса всегда появляются вопросы к жюри. Причем они могут возникнуть месяца через два, и мы уже естественно не в деталях помним, о чем идет речь. А ведь нужно что-то отвечать, когда говорят, что тот или иной не прошедший в пятнашку или пятерку конкурсант, был на самом деле гениален и дети умоляли его вести дальше у них все уроки по этому предмету.
- мы должны искать в оценке баланс. С одной стороны, конечно же, конкурс - это фестиваль педагогических идей и творчества. Но, с другой стороны, у нас есть стандарт. И отбросить государственную политику мы не можем... В то же время, стандарт не должен превращаться для нас в строгий оценочный шаблон.
- десять оценочных критериев, все равнозначны и имеют одинаковый вес в баллах. Каждый критерий расшифровывается показателями. Если вы увидите, что какого-то показателя не хватает, обязательно укажите его, когда мы будем проводить анкетирование жюри. Это будет учтено.
- независимо от предметной специализации, каждый эксперт имеет равные права в оценивании. Каждый предметник может выразить свое мнение, а для неспециалиста самое главное - понять предметника. Но в то же время сказанное не снимает с нас ответственности за выставление оценок.
- каждую ошибку в своем предмете предметник считает грубейшей. Но давайте не ставить крест на конкурсанте, если он, например, оговорился.
- уже на 30-й минуте урока некоторые начинают заполнять оценочные листы. С точки зрения корректности оценок надо дать конкурсанту все завершить, сказать свое последнее слово, провести самоанализ. И только потом оценивать.
- есть члены жюри, для кого 60 баллов из 100 - это уже много, а для другого столько же - ну, просто никуда не годится! В этом смысле нам стоит договориться... Нет, речь идет не о контроле баллов, а об их взвешивании. Например, оценивая методический семинар и выставляя 40-50 баллов при максимуме в 50, мы, скорее всего, чувствуем, что этот конкурсант - потенциальный финалист. То же самое и с уроком, если мы ставим от 80 баллов и до предельных 100.
- иногда - очень редко - рука тянется, чтобы поставить ноль. Кажется, что все так ужасно! Но мы должны все взвесить и принять во внимание мнение региональных экспертов, ведь мы оцениваем тех, кого они выбрали в субъекте.
Кроме того, в ходе семинара уже выступили учитель информатики, абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2013 и председатель жюри конкурсного испытания "Интернет-ресурс" Андрей Сиденко (г. Мытищи) и представитель пятерки победителей конкурса 2015 года Алла Волкова (г.Липецк). Они представили обзорную лекцию "Анализ конкурсного испытания "Интернет-ресурс".
Как и Андрей Сиденко, по видеосвязи к семинару присоединился Александр Демахин, помощник художественного руководителя БДТ им. Г. А. Товстоногова, учитель МХК, абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2012, председатель жюри конкурсного испытания "Я – учитель". Он провел анализ конкурсного испытания "Я – учитель" (эссе).
Алексей Доронин, учитель математики московской гимназии № 1520 им. Капцовых, лауреат Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2011, и Игорь Карачевцев, директор гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга, абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2003, дали лекци-консультацию, посвященную основным подходам к оцениванию конкурсного испытания "Урок".