Зеленый шум Ставропольской

Зеленый шум Ставропольской
Фото: www.ki-gazeta.ru
«С одной стороны это высоченные платаны, чьи обнаженные стволы по весне кажутся белыми и молодыми, а с другой - одна
из самых напряженных магистралей города, протянувшаяся на 6,5 километра. Через начало Ставропольской пробегают поезда, курсируют из конца в конец троллейбусы и оглашают воздух звонками трамваи от перекрестка с ул. им. Вишняковой до парка «Солнечный остров». »

Ставропольский шлях

Несмотря на современный облик, улица, можно сказать, ровесница города. Изначально это была дорога на Ставрополь. В ту пору Ставрополь являлся военно-административным центром Кавказской области (с 1822 г.), которому подчинялся и Екатеринодар, а еще постоянным местом пребывания командующего войсками на Кавказской линии и Черномории, поэтому связи между городами были насущной потребностью. В 1842 году было открыто движение «денежной почты» от Ставрополя через Екатеринодар на Анапу. Именно этот путь от Почтовой станции и главного Екатеринодарского казачьего поста вошел в обиход как Ставропольский шлях. А когда во второй половине XIX века вдоль дороги выросли постройки, где селились кузнецы, мелкие лавочники и торговцы, тогда закрепилось новое название - улица Ставропольская.

- Здесь располагались торгово-промышленные предприятия, а основная жилая застройка - трехэтажные и четырехэтажные дома с маленькими балкончиками - возникла уже в послевоенное время, - рассказывает краевед Марина Шарапова, руководитель туристско-информационного центра Краснодара. - Что касается названия, оно менялось неоднократно. Со своим первоначальным названием улица прожила до 29 июля 1921 года, после этого ее «окрестили» в Интернационал молодежи, посвятив открытию 2-го конгресса Коммунистического интернационала молодежи. Но с этим именем просуществовала недолго.

В феврале 1924 года в связи с широко отмечавшейся годовщиной со дня трагической гибели германского революционера Карла Либкнехта наша улица, как и сотни других в российских городах, получила название - Карла Либкнехта. Сейчас, наверное, имя этого человека мало что говорит обычному школьнику. Либкнехт был единственным депутатом, который на заседании рейхстага в декабре 1914 года проголосовал против выделения кредитов германскому правительству на продолжение военных действий в Европе. Именно он основал германскую коммунистическую партию. А за свои антиправительственные выступления и антивоенные призывы был приговорен к четырем годам каторжных работ.

…Самое любопытное, что участок от Пашковского трамвайного депо (ныне Восточное депо) до ТЭЦ оставался улицей Ставропольской еще 35 лет. Никакого подвоха, просто эта территория лежала за городской чертой. И только в 1959 году, когда рабочий поселок Пашковский вместе с селом Калинино вошли в административное подчинение городу, оставшийся отрезок переименовали, хотя в народе за ней закрепилось уменьшительное прозвище Карловка.

Завод-призрак

«На нынешней территории Краснодарского экспериментального маслозавода можно снимать фильмы о войне» . Впервые услышав эту фразу от краеведа, я не сразу поняла, что к чему. Смысл слов открылся чуть позже, когда перед глазами предстал пустой фасад предприятия. Закрывшийся около десяти лет назад завод (Ставропольская, 9) быстро обветшал, теперь его стены действительно выглядят декорациями на тему войны. Черные провалы окон расчерчены ржавыми решетками, в цехах хозяйничают сквозняки, на длинном фасаде порой встречаются поблекшие вывески фирм, арендовавших помещения в «нулевые», - и все это следствие современной рыночной экономики. По-видимому, в наши дни производство подсолнечного масла оказалось неприбыльным по сравнению с 1895 годом. Именно тогда по инициативе барона Л. Штейнгеля и В. Вондалковского в городе запустили новое предприятие. Завод построили в кратчайший срок за пять месяцев по проекту рижского инженера Карла Фельзери. Как тогда писала газета «Кубанские областные ведомости», маслозавод «открывает новую экономическую эру для Екатеринодара и населения Кубанской области». За год здесь перерабатывалось более 6,5 тысячи тонн семян. Полученное масло продавалось на ярмарках, в заводской лавочке, вывозилось в Петербург, Киев, Ростов, Одессу. Весь жмых экспортировался во Францию и Англию для корма скоту. Сейчас история крупного предприятия подошла к концу. В геоинформационной системе «2 Гис» границы его территории залиты пунктиром и носят статус временного сооружения.

В целом начало улицы сохранило черты промышленного района - производственные здания соседствуют с банковскими центрами. Однако место примечательно тем, что отсюда начинался Екатеринодар. Весной 1778 года Александр Суворов установил здесь Архангельский фельдшанец - полевое земляное укрепление, которое спустя 15 лет вошло в состав укреплений Кубанской кордонной линии. На стене дома «Кубаньэнерго» (Ставропольская, 2) до сих пор висит мемориальная доска, кратко рассказывающая об этих фактах.

Дом Кирлиан

- В 1962 году моя мама вместе с родителями переехала с Покровки в дом на улице Ставропольской, 224, прямо напротив кубанского университета, - признается историк Михаил Карпов. - Поэтому о том, как менялась улица, знаю не понаслышке - сам на ней вырос. Например, нынешний корпус вуза возвели в 60-е, до этого он располагался в стенах нынешнего здания Кубанского университета физической культуры, спорта и туризма. Бабушка рассказывала, что, пока не началось строительство, на его месте находился рынок. Сложно представить улицу без вещевого рынка Вишняки. В 90-е годы он пользовался огромной популярностью, так как стал первой перевалочной базой для турецких товаров. Сюда за кожаными куртками, дубленками, трикотажем приезжали не только жители станиц и окрестностей, но и более далеких уголков, вплоть до Волгограда. А ранее на его территории работал автодром. Не могу не упомянуть граничащие с улицей старейшие районы города - Дубинку и Покровку. Названия эти неофициальные, но зато крепко вошли в обиход. Дубинка - это бывший рабочий поселок, отделенный от города рекой Карасун (сейчас представляет цепь голубых озер). Говорят, раньше там росли дубы, отсюда и название. А еще район в былые годы пользовался криминальной репутацией.

Ставропольская интересна и широкоформатным кинотеатром «Болгария», зданию которого исполнилось ровно 50 лет. Первое его название - «Космос». В 1989 году болгарский город Бургас стал побратимом Краснодара. В честь этого события кинотеатр и переименовали.

Отдельно хочется сказать о доме на улице Ставропольской, 224. Думаю, редко кто обращал внимание на мемориальную доску в честь известных краснодарских ученых, которая висит на торцевой стене здания. Здесь свои последние годы провели супруги Семен Давыдович и Валентина Хрисанфовна Кирлиан. На счету изобретателей не одно открытие, самое главное из которых - это новый способ фотографирования посредством газового разряда. В процессе опытов исследователи вывели закономерность: любой живой объект, помещенный в поле высокой частоты, давал на фотопленке свечение, характер которого зависел от состояния снимаемого объекта. Одна картинка - если лист с дерева только что сорван, другая - когда он полежал час. Существенно различалось также свечение от рук здорового, заболевшего или даже просто уставшего человека. Также ученые создали методику получения искусственных алмазов, специальную электрическую печь, где плавится цинк для отливки типографского шрифта и клише, устройство с сильным электромагнитом для очистки зерна от случайно попавших металлических предметов. Этим изобретением с благодарностью пользовались краснодарские мукомолы.

Самый длинный маршрут

Конечно, трамвай в жизни улицы играет огромную роль. Трамвайная линия по улице Ставропольской была проложена 105 лет назад Первым русским товариществом моторно-электрического трамвая Екатеринодар - Пашковская. Вагончики с бензиновыми двигателями двигались по нынешнему маршруту - от современного Кооперативного рынка по улицам Гоголя, Железнодорожной, Вишняковой, Ставропольской, Трамвайной и Бершанской до перекрестка с ул. 8 Марта. Если заглянуть в Восточное депо, то во дворе у входа в административный корпус можно увидеть отреставрированный моторный трамвай 1932 года выпуска. Красно-желтый корпус, вверху - маршрутное табло, впереди под фарой выведен родной бортовой номер - 3. Внутри работники попытались максимально воссоздать исторический интерьер. Стены обшиты фанерой, деревянные сиденья сдвинуты спинками друг к другу. Вагон курсировал по самому длинному 5-му маршруту от рощи в Пашковку. В 1967 году его списали и переоборудовали в вагон-вышку, затем приспособили для экскурсий, пока не перевели в статус музейного памятника.

В период оккупации трамвайная ветка серьезно пострадала. Поэтому после Великой Отечественной войны линию полностью реконструировали и перешили на широкую колею. Очевидцы тех лет могли наблюдать уникальную картину, как на улицу выходили паровозы с железнодорожными платформами, подвозившие стройматериалы.

- Сейчас Ставропольская современная, - признается Татьяна Скидина, которая водит трамвай по пятому маршруту более 30 лет. - Во-первых, спилили тополя, а они приносили массу неудобств водителю: из-за больших стволов не видно перебегающих пешеходов. Во-вторых, поставили ограждения. Так сложилось, что саму улицу вижу только из окна вагона, редко по ней гуляю. Но старое ее название забылось. Наверное, потому, что она сильно изменилась, много новых жилых комплексов. На этом фоне хочется, чтобы и Старокубанское кольцо переделали. Рабочий день начинаю рано - в 5.24 выхожу на утренний рейс, но в 80-90-е годы, когда еще работали заводы, из депо вагоны выезжали в 4.20.

Когда встал вопрос о том, чтобы посмотреть улицу, мне сразу сказали: «Садитесь в троллейбус, и все увидите». Но если бы я последовала совету, то никогда не сорвала бы прохладной водянистой ягоды с тутового дерева, которое, что самое удивительное, зеленело за бетонным забором промышленного предприятия, не заглянула бы в Вишняковский сквер со статуей Ленина и не заметила бы подсолнухов на воротах бывшего маслозавода…

Анна Юркова
Фото Дениса Яковлева

 
По теме
В КТТУ сократили число троллейбусов и трамваев на линиях. Как сообщили в пресс-службе управления, это связано с уменьшением количества пассажиров, пользующихся общественным транспортом, и происходит ежегодно.
image 17 03 24 17 56 - Успенский район В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в период весенних каникул, закрепления навыков,
Успенский район
Стало известно, сколько ДТП со смертельным исходом произошло на Кубани в дни выборов - KrasnodarMedia В эти дни наиболее часто происходили аварии с участием пешеходов С 15 по 17 марта в Краснодарском крае зафиксировано 37 ДТП, в результате которых погибли два человека, а 46 получили ранения.
KrasnodarMedia
Хронология спортивных событий - Администрация Славянского района Отчёт о спортивно-массовых мероприятиях управления по физической культуре и спорту за период с 11 по 17 марта 2024 года.
Администрация Славянского района
Около 62% сотрудников компаний имеют какие-либо отклонения в состоянии здоровья - KrasnodarMedia Проблемам наиболее подвержена костно-мышечная система человека Почти две трети сотрудников различных компаний попадают в желтую и красную группы здоровья, им рекомендуется обратиться за консультацией к врачу.
KrasnodarMedia
О важности самодиагностики - КубГМУ 13 марта 2024 года волонтеры-медики команды «СанПроф» провели профилактическую беседу и мастер-класс по самодиагностике рака молочной железы для участниц ассоциации серебряных волонтеров «Калининской».
КубГМУ
R7EUw12lnWg - Газета Горячий ключ Сегодня в образовательных учреждениях Горячего Ключа прошли тематические мероприятия, посвященные 10-летию со Дня воссоединения Крыма с Россией.
Газета Горячий ключ
Президент России заявил о скором появлении ж/д альтернативы Крымскому мосту - Газета Таманский Вестник О восстановлении в самое ближайшее время железной дороги от Ростова до Севастополя по новым территориям страны Владимир Путин сообщил 18 марта на праздничном концерте в Москве, посвящённом 10-летию воссоединения Крыма с Россией,
Газета Таманский Вестник
Как хобби превратилось в уникальный проект - Степные зори Грантовый проект «Трудовая гордость и слава Ленинградского района» подвёл итоги многомесячной работы по поиску тех, кто своим примером учил ценить и любить труд.
Степные зори