Факт навязывания услуг был выявлен активистами Общероссийского Народного Фронта.
По словам Ольги Поляковой, Центральный банк признал практику навязывания заемщикам услуг коллективного страхования незаконной и призвал доводить до сведения клиентов банков информацию о том, что заключение кредитного договора не зависит от заключения договора страхования.
Наталья Костенко в свою очередь сообщила, что если рекомендации Центробанка Российской Федерации не будут услышаны банками в ближайшее время, активисты ОНФ намерены придать им силу закона.
Минувшим летом Наталья Костенко обратилась в Банк России с просьбой принять меры, исключающие возможность навязывать заемщикам услуг коллективного страхования.
Причиной обращения послужили жалобы клиентов банков на навязывание услуг коллективного страхования при оформлении кредита. Действительно, в подобных ситуациях не действует пятидневный «период охлаждения», когда клиент может передумать и отказаться от страховой услуги, так как существующее указание Центрального банка РФ не распространяется на договоры коллективного страхования.
Так, жительница Краснодара рассказала, что при оформлении кредита на сумму 154 тыс. руб. в банке «Восточный Экспресс» ей была навязана страховка. При этом при расчете размера ежемесячного платежа изначальная сумма составила 10,4 тыс. руб. Однако, несмотря на отказ от услуг страхования, в полную стоимость кредита банк включил страховую премию, в результате чего размер ежемесячного платежа вырос вдвое и составил 20,7 тыс. руб.
Мониторинг сайтов, а также проведенный экспертами анализ обращений, поступающих в адрес правозащитников, показал, что с аналогичной проблемой сталкиваются заемщики и в других регионах страны: Челябинской, Новосибирской, Ростовской областях, в Санкт-Петербурге. Эксперты Народного Фронта, изучив ситуацию, констатировали, что кредитные организации обходят установленный законом «О банках и банковской деятельности» запрет на занятие страховой деятельностью. Взимание же дополнительной платы (комиссии) за подключение к программам коллективного страхования оправдывается закрепленным в статье 421 Гражданского кодекса РФ принципом свободы договора, в соответствии с которым подпись заемщика на документах свидетельствует о его согласии со всеми условиями, в том числе абсолютно для него невыгодными.
При этом простой анализ соотношения собранных премий и произведенных выплат в сегменте страхования жизни и здоровья показывает чрезвычайно высокую доходность этого продукта для банков, чьи премии в качестве агентов в среднем составляют 50-60% от суммы страховой выплаты.
Очевидно, что без участия банков это страхование продается плохо, поэтому банки становятся основным каналом продаж.
Ольга Полякова пояснила, что регулятор (ЦБ РФ) заинтересован в решении вопроса, поднятого активистами Общероссийского Народного Фронта и проводит работу по исключению возможности принуждения заемщиков к услугам коллективного страхования.
В ЦБ РФ разработано информационное письмо в банки и некредитные финансовые организации, в котором говорится о незаконности взимания дополнительной платы за включение заемщиков в список застрахованных. В нем также рекомендовано доводить до сведения клиентов информацию о добровольном принятии решения о получении услуг страхования и отсутствии зависимости заключения кредитного договора от заключения договора страхования.
«Изданием информационного письма проблему не решить, поскольку такое письмо не носит нормативного характера, как, например, указания и инструкции Банка России. При этом в действующем законодательстве отсутствует прямой запрет на занятие банками деятельностью страховых агентов и получение за это вознаграждения от страховых компаний, а также на взимание с граждан дополнительных комиссий за подключение к программам страхования. Для качественного решения перечисленных вопросов надо придерживаться комплексного подхода, в том числе - прямо запретить или регламентировать такую деятельность банковских организаций в законодательстве. В ОНФ намерены в ближайшее время организовать экспертное совещание с представителями всех заинтересованных ведомств, чтобы обсудить наиболее эффективные варианты дальнейших действий», - сообщила Наталья Костенко.
Она рекомендовала гражданам в общении с банками настаивать на своих правах и в случае навязывания коллективных договоров страхования писать жалобы в Центробанк РФ.