На проходной бывшего МЖК накатывают грустные раздумья, невольно вспоминается, что когда-то этот гигант был одним из самых передовых производств города. К заводу идти по территории бывшего комбината не так уж и далеко, но гамма чувств охватывает самая разнообразная: отдельные постройки подталкивают к экскурсу в историю, уютная аллея - к ностальгии, разрушенные здания вызывают сожаление. И только территория завода «Машиностроитель» своей чистотой и ухоженностью навевает мысли об успешности работающего здесь коллектива. Здания свежепокрашены и как будто-то отмыты от заводской пыли и смазки, а разбитый во дворе розарий пышностью своего цветения контрастирует с по-осеннему мрачной погодой.
- Принял завод я в 1991 году, когда его уже практически не было, - рассказывает генеральный директор «Машиностроителя» Алексей Никульников. - На работу выходило 48 человек, а госзаказ на год составлял порядка 800 тысяч рублей, других заказчиков не было. Но мы начали работать. И в этом году уже отмечаем 25-летие нашей деятельности. Вон посмотрите, две полки забиты грамотами и благодарственными письмами.
Секрета успешности своего предприятия Алексей Никульников не скрывает: надо работать честно и думать о людях, а не о своем кармане. За все 25 лет работы, по словам генерального директора, ни одного раза зарплата задержана не была, а перед праздниками даже выдавалась заранее, да еще и с премиями, чтоб люди порадоваться могли.
- Сейчас на заводе работает 150 человек, включая меня, многие со дня его основания, - заводя меня в цех, объясняет Алексей Иванович. - Никого не заставляем, люди сами понимают, что выжить мы можем, только производя.
Средняя зарплата сегодня по заводу 33-34 тысячи рублей. Себя и свой коллектив Алексей Иванович называет «черными людьми», потому что рабочий день на заводе начинается в 7 утра, и когда я в цеху, здороваясь, пожелала всем доброго утра, они, улыбаясь, ответили, что скоро обед. Лишних людей на производстве нет, трудятся в основном мужчины: работа на станке с металлом требует выносливости и силы. Это - токари, расточники, карусельщики, фрезеровщики, литейщики. Две женщины в коллективе работают кладовщицами.
- Мы сократили до минимума все ИТРовские должности, - объясняет генеральный директор. - Раньше было 4-5 технологов на производстве, теперь один. Зато увеличили до трех число конструкторов: они востребованы. Работают в основном люди среднего возраста и пенсионеры, кому здоровье позволяет. Они опытны и производительны. Молодежь в коллектив приходит в единичных случаях, но мы стараемся удержать каждого. Их еще и обучить надо, ведь проходит 2-3 года, пока начинающий токарь станет выпускать продукцию высокого профессионального уровня.
Станки в цехе все советские, есть послевоенного времени. Пустых рабочих мест не наблюдаю, все работники сосредоточенно трудятся. Прямо здесь производится оборудование и запасные части для масложировой отрасли, в основном для заводов, которые из зерна производят растительные масла. По словам директора, заказом сегодня вполне может быть небольшой заводик на 100-150 (до 200) тонн металла, от первого болта до последнего. А оборудования немало: ружка, вейка, вальцевый станок, пресс, жаровня, фильтпресс и еще многое другое. Продукция востребована по всей России, ее заказывают предприятия не только нашего края, но и Оренбурга, Саратова, Ульяновска. Самый далекий заказчик «Машиностроителя» - из Бийска Алтайского края. Много заказов приходит из стран СНГ: Узбекистана, Казахстана. Там стоят еще старые заводы советских времен с тем же оборудованием. А заказ из Туркменистана в этом году позволил поднять показатели завода за второй квартал более чем на 235% по сравнению с прошлым годом.
- У нас ничего нет покупного, - объясняет феномен успешности директор. - Завод небольшой, на пять цехов, но с полным циклом. Мы покупаем только электродвигатели, резинотехнические изделия и подшипники. Все остальное, начиная от корпусных деталей, мы делаем сами: льем, обрабатываем и делаем начинку.
Можно было бы сказать, что экономический кризис завода не коснулся, в валюте расплачиваются с предприятием только клиенты из ближнего зарубежья. Но неожиданно поднялся в цене металл, по сравнению с прошлым годом на 10 тысяч рублей за одну тонну. Однако выпускаемая заводом продукция пока еще не подорожала, заблаговременно купленный материал позволяет удерживать цену и заказчиков, ведь с последними не все так просто: на рынок выходят китайцы, турки, англичане, а немцы вообще конкуренты издревле.
- С китайцами трудно конкурировать: вся их продукция дешевле, чем наша, из-за низкооплачиваемой рабочей силы. Но качество выпускаемых машин гораздо хуже, они быстро выходят из строя: не та термообработка, не тот металл ставят. Турецкая продукция немножко лучше, но уже дороже, чем наша. А мы выпускаем запчасти и на китайские, и на турецкие машины, и даже на английские в этом году делали. Нам, чтобы удержаться на плаву, надо продавать продукции на 9-11 млн рублей в месяц. Беремся за все.
О поддержке производителей руководитель завода слышал не раз, но реально ее ни разу не ощутил.
- Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Если не выживем сами, то никто нас не поддержит. Планы на будущее - просто выстоять, в мечтах - поставить новое, чипованное, оборудование и построить маленький актовый зал, - заканчивает разговор Алексей Никульников.
Выходя из цеха, неожиданно вылавливаю глазом сатуратор с газировкой - счастливое воспоминание детства.
- А у нас работает. Водички не хотите?
Юлия Симатова