Сессия традиционно начала работу с финансовых вопросов: внесла изменения в краевой закон о бюджетном процессе. Изменения были приняты в соответствии с федеральным законом, увеличившим с 67 до 100% отчисления госпошлины муниципальным образованиям от деятельности МФЦ, цена вопроса 160 - 180 млн рублей в год.
Также изменения в связи с увеличением доходной части были внесены в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования края на 2016 год. В результате его доходная часть возросла на 438 млн рублей, дополнительные средства направят на единовременные выплаты медработникам, повышение квалификации персонала, ремонт медицинского оборудования и другие первоочередные нужды.
Изменения были внесены и в краевой закон о перечне объектов культурного наследия. Они коснулись 20 объектов, в основном уточнялись их названия и адрес на основании новых историко-архивных изысканий. При этом из перечня не был исключен ни один объект.
Заместитель председателя комитета по военным вопросам, безопасности, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества Владимир Громов задал вопрос представившему законопроект руководителю управления государственной охраны объектов культурного наследия Роману Семихатскому: будут ли восстанавливать в Белореченском районе сгоревшую деревянную церковь? Об этом депутата не раз спрашивали казаки.
Роман Семихатский пояснил: деревянный храм был объектом культурного наследия, восстановлению после пожара не подлежит: это уже был бы новодел. Однако рядом построят новую кирпичную церковь.
Владимир Бекетов поднял вопрос о курганах, находящихся на частных территориях. Председатель ЗСК убежден: отвечать за их сохранность должны владельцы земель, на которых эти курганы находятся.
Сессия внесла изменения в краевой закон об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков. На этом законопроекте мы остановимся подробнее: во-первых, это парламентская инициатива городской Думы Краснодара, во-вторых, резонансный законопроект, принятию которого предшествовало широкое обсуждение (буквально днем ранее в ЗСК по нему прошли парламентские слушания). В слушаниях, кроме депутатов, приняли участие руководители города Краснодара и краевого департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя, председатели представительных органов местного самоуправления Новороссийска, Армавира, Анапы, Туапсинского района, где эта проблема тоже стоит очень остро.
В чем суть поправок и чем они вызваны? Прежде всего - многочисленными обращениями жителей многоквартирных домов краевого центра, в которых стремительно размножились «пивняки».
По словам и. о. главы Краснодара Александра Михеева, Краснодар не только лидирует в рейтинге по благоустройству, чем мы, конечно, гордимся, но и занимает первые места в менее престижных рейтингах - таком, например, как реализации алкогольной продукции, в том числе пива и безалкогольных тонизирующих напитков. С одной стороны, это говорит о возможностях, которые предоставлены в городе для малого бизнеса, но есть и обратная сторона медали - возрастающий пивной алкоголизм населения, прежде всего молодежи. Скажем, в новом Московском микрорайоне на первых этажах расположились 67 магазинов и кафе, и в 40 из них торгуют пивом на розлив. Не лучше ситуация и в так называемом Музыкальном микрорайоне: из 52 торговых объектов пивом торгуют больше половины.
А что такое торговля пивом в шаговой доступности, где можно пропустить пару-тройку кружек, как выразился один из депутатов, «в домашних тапочках»?
Это шум, это дворовые лавочки, вечно занятые любителями пенного напитка, это дурной пример для детей и подростков, наконец это антисанитария. За этот год в мэрию поступило 182 жалобы и обращения, из них почти половина (87) - с требованиями, а то и мольбами убрать пивнушки из многоквартирных домов.
Кстати, Александр Михеев сказал о том, что и на федеральном уровне готовится законопроект о запрете продажи слабоалкогольных напитков в многоквартирных домах, а это означает, что проблема назрела и существует не только у нас, но и в других регионах.
По словам председателя гордумы Краснодара Веры Галушко, зачастую жалобы - это крик души людей, живущих по соседству: доходит до того, что пожилые люди обращаются к властям с просьбой убрать из-под окон лавочки, на которых собираются любители «горячительного».
- Мы не хотим закрывать эти торговые точки, - подчеркнула Вера Галушко, - но требуем, чтобы торговцы расширили ассортимент товаров, подумали, чем они могут заменить слабоалкогольные напитки.
Александр Михеев добавил, что для владельцев точек, торгующих пивом на розлив, определят переходный период: они должны определиться, как перепрофилировать свою деятельность и ассортимент. Он признал: есть недоработки и в деятельности правоохранительных органов. Но если не изменить закон, быстро порядок навести вряд ли удастся.
- Люди требуют, чтобы в шаговой доступности стало большего магазинов повседневного спроса: со спорттоварами, хозяйственными принадлежностями и другими.
- Мало ли какой у кого бизнес, - заметил Владимир Бекетов. - Если от такого предпринимательства страдает большинство жителей, люди спрашивают, где власть, почему не видит этих нарушений, - мы обязаны вмешаться и навести порядок.
- Это решение взвешенное, не раз проработанное, - заметил первый заместитель председателя гордумы Краснодара Виктор Тимофеев, - оно прежде всего затрагивает моральный аспект, судьбу подрастающего поколенья.
Все участники слушаний поддержали инициативу, отметив, что проблема характерна не только для Краснодара, но и для других крупных городов края. Большинство выступивших отметили, что необходимость в принятии таких ограничений давно назрела, а сам запрет будет поддержан населением.
- Не все будут аплодировать этому закону, - отметил Владимир Бекетов, но мы все, депутаты, должны быть готовы его разъяснять. - Не все сразу приняли и «детский» закон, но он заработал сегодня по всей стране. Заработал он потому, что работники муниципалитетов, педагоги выходили в рейды, все вместе разъясняли закон, нам удалось ввести ситуацию в правовое русло.
Сессия приняла закон в первом чтении, после чего в течение месяца рабочая группа займется его доработкой, в частности уточнит понятие «на розлив» и некоторые другие. В окончательном варианте его планируют принять на октябрьской сессии ЗСК.
По предложению вице-губернатора Андрея Коробки сессия внесла поправки в краевой закон об обеспечении плодородия земель сельхозназначения. Закон обязывает всех, кто занимается сельхозпроизводством, соблюдать севооборот и выращивать многолетние травы, прежде всего люцерну, на 10 процентах посевных площадей. Почему это надо делать? Андрей Коробка объяснил: во-первых, отсутствие таких посевов снижает плодородие почвы, во-вторых, многолетние травы всегда были и остаются отличным кормом для скота.
С этим согласилось большинство депутатов, но некоторые детали требовалось уточнить.
Владимир Бекетов поинтересовался: если фермеры не занимаются животноводством и сено им не нужно, куда они его будут девать?
И хотя вице-губернатор сказал, что в конечном итоге увеличение сенажа поспособствует снижению цены на рынке кормов, тем не менее пришлось признать: в настоящий момент такой рынок не существует.
Второй вопрос, заданный председателем: где взять столько семян люцерны, чтобы засеять 300 тысяч гектаров, то есть 10% от существующих посевных площадей, как это предписано в законопроекте? После обсуждения было решено этот очень важный для Кубани законопроект принять в первом чтении, но над обозначенными проблемами поработать: деятельность по обеспечению плодородия земель должна идти без сбоев и на системной основе.
- Плодородие кубанской почвы надо восстанавливать, - подчеркнул Владимир Бекетов.
Заинтересованное обсуждение вызвали и внесенные изменения в краевую госпрограмму по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельхозпродукции. По ряду направлений, в том числе таким, как виноградарство, животноводство и растениеводство, объемы финансирования программ пришлось сократить.
- Почему? - спросили об этом депутаты Игорь Лобач и Светлана Хобленко.
Как оказалось, проблема еще и в том, что край не сумел в полной мере поучаствовать в программах на условиях софинансирования: не хватило средств.
- Нам не надо оправдываться недостаточностью финансовых ресурсов, - высказал свою точку зрения председатель ЗСК. - Нужно больше заниматься вопросом наполнения бюджета. Из-за серых зарплат, выплат в конвертах краевой бюджет ежегодно недополучает порядка 2,8 млрд рублей.
Он поручил председателю комитета ЗСК по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям Николаю Кравченко заняться вопросами наполняемости бюджетов, взять этот процесс в муниципальных образованиях на контроль: нужно сделать так, чтобы нашлись средства на выполнение всех госпрограмм.
- Тут ведь есть и другой аспект, заметил председатель ЗСК. - В результате выдачи зарплат в конвертах у ее получателей не будет достойной пенсии - и вот тогда, через полтора - два десятка лет, уж они точно спросят, куда смотрела власть и почему в свое время не навела порядок.
Также парламентарии внесли изменения в госпрограммы по развитию здравоохранения, содействия занятости населения, развитию жилищно-коммунального хозяйства и еще восемь краевых госпрограмм.
Парламентарии приняли постановление об итогах проведения научно-практической конференции в городе Гулькевичи, внесли изменения в краевые законы о похоронном деле, содержании и защите домашних животных, о бесплатной юридической помощи в крае, о субсидиях на дополнительную помощь местным бюджетам и ряд других.
Марина Аванесова