Наталья Тованчева: ГТРК «Кубань» наращивает мышцы

Наталья Тованчева: ГТРК «Кубань» наращивает мышцы
Фото: www.dg-yug.ru
С нашей гостьей — Натальей Тованчевой, журналистом и писателем, директором ГТРК «Кубань», академиком Международной академии телевидения и радио, заслуженным журналистом Кубани, мы беседуем о новой для региона радиостанции, о профессиональной телевизионной кухне, о творческой свободе в рамках державности.

Начнем, говоря профессиональным языком, с «информационного повода».
Повод действительно есть. В апреле в Краснодаре на частоте 91,4 FM начала вещать радиостанция «Маяк» помнишь музыкальную заставку из «Подмосковных вечеров»? Полгода «Маяк» в городе был только федеральным. Но вот 15 сентября в трансляции этой станции появились наши местные включения. Пока — только рекламные. В октябре, надеюсь, на «Маяке» запустится наша ежедневная программа. «Маяк» — не считая сайта — наш шестой ресурс: ГТРК «Кубань» работает на трех телеканалах и трех радийных.


Чем они отличаются — «Радио России», «Вести FM» и «Маяк»?
У каждого свое лицо. Своя целевая аудитория: те, кто слушает то или иное радио. Исходя из аудитории слушателей, придумываются программы и формы подачи в эфире.
«Радио России» — канал консервативный, что неплохо. Когда на «Радио России» происходят перемены, нас засыпают письмами. И не электронными, — это штришок к портрету радиостанции. Ее слушатели любят концерты по заявкам, радиоспектакли. То, что помнится с детства.


У «Вестей FM» аудитория динамичная, преимущественно мужская. Здесь много новостей, резкий темп подачи материала, все четко и коротко — в стиле «что? где? когда?». А вот «Маяк» – нечто среднее: и аналитика есть, и «развлекаловка». Если новости, то не «чеканные». Есть ток–шоу. «Маяк» — и для женщин, и для мужчин, для широкого возрастного диапазона. Эта радиостанция с момента рождения, с 1964 года, вещала на УКВ–диапазоне. Потом точечно, в немногих городах, стала переходить на FM–диапазон. Сейчас идет масштабное, общероссийское утверждение этой станции на волнах FM. И как только этот ресурс нашего мега–холдинга «зашел» в Краснодар, мы встрепенулись, захотели работать на «Маяке».


В Москве — даже в рамках одного холдинга — на каждой радиостанции работает своя команда?
Верно! Но у нас, в Краснодаре, одна команда – «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Федералы вещают с утра до ночи, а мы пока «врезаемся» ненадолго. А с октября на «Маяке», повторюсь, появится наш часовой контент.


Что за передача? Название? Идея?
Хотим вложить в передачу тему одного дня. Все остальное — секрет.


А новости?
Местные новости будут по–разному подаваться на разных наших радиостанциях. Саму новость не скорректируешь, но можно привлечь разных комментаторов — чиновников, юристов, бизнесменов. Можно связать новость в одном случае с историей (а как было 20 лет назад?), а во втором случае — с географией (у нас — так, а как в Адыгее или на Дону?).


Появление «Маяка» — это не что-то из ряда вон, а постепенное наращивание мышц. В 2011 году у нас появились «Вести FM», в 2015 году мы начали работать на «России 24». По–прежнему — программа раз в неделю — выходим на канале «Россия. Культура». Есть много возможностей, которые предоставляет холдинг. Грех не воспользоваться.


Можно технически  определить: какую станцию больше слушают? Такие вопросы задают рекламодатели?
Технические возможности есть, но это дорого. Да и не нужно! В отделе рекламы работают специалисты, они не выдумывают расценки, а опираются на ситуацию в городе и в крае: сколько стоит «Первое радио», сколько «Авторадио» или «Европа +». Заходя с «Маяком», понимаем — что за продукт мы предлагаем и чего он стоит. Так было, кстати, и с «Вестями FM» — вначале, после того, как станция «вошла» на Кубань, реклама шла туго. Сейчас — тьфу–тьфу–тьфу, чтоб не сглазить!.. Так же и с «Маяком», надеюсь, будет.


В былые времена по всему краю были корпункты-собкоры, а сейчас?
Корпунктов давно нет, еще до меня (2002 год) эта история закончилась. Есть территориальное отделение нашей компании в Сочи — порядка 130 человек. А в Армавир или в Ленинградскую съемочные группы ездят из Краснодара.


Как человек, который работал и в газете, и на телевидении, и чуть–чуть на радио, я утверждаю, что работа в новостях, особенно — в телевизионных новостях — это самое сложное, что есть в СМИ. Реально выматывает. Каждый эфир «с колес». С утра куда–то едут, спрашивают, снимают. На обратном пути в машине журналист на ноутбуке набирает текст, оператор анализирует снятое для будущего монтажа. А по приезду пишется текст, идут монтаж видео, поиск необходимого в архиве, дается задание дизайнеру на инфографику, набиваются титры … А следующим утром все повторяется.


Раньше была специализация: Вася пишет про спорт, Миша — про правоохранительные органы, а ты — о промышленности. Сейчас все — универсалы. Один и тот же человек сегодня снимает художественную выставку, а завтра — репортаж с полей о сахарной свекле. И нельзя ошибиться!
Да, сейчас интернет — колоссальный ресурс помощи (помню, работая в газете, за информацией бегала в библиотеку). Но Большая Советская Энциклопедия в отличие от интернета не ошибалась. А в наше время надо все перепроверять.   У нас сейчас очень интересный, толковый коллектив. Есть очень хорошие исполнители, есть другие — натуры творческие, предлагающие идеи.


Народ знает своих «героев», узнает сотрудников вашей компании на улице?
Узнают, на рынках делают скидку… Но прошли времена, когда в крае было пять любимых телеведущих, и все жители Кубани обсуждали прически или одежду любимцев. Сейчас ведущих 55, не упомнишь, кто на каком канале работает.


Понимаю, что новости – нерв, основа эфира. Но что делаете помимо новостей?
Делаем большие программы — практически на каждом канале. Например, «Жить в южной столице» — на «России 24». Да, их меньше, чем хотелось бы. Но в таких программах есть возможность походить по парку перед стадионом (что для «новостийщика» неслыханная роскошь) и подумать, как все это сложить, кто прокомментирует?


А ток–шоу есть в планах?
Ежедневное ток–шоу — это дорого и организационно сложно. Но главное в другом. Ток–шоу держится на ведущем. Малахов или Соловьев — они разные, но оба суперпрофессионалы! Ведущий должен быть харизматичным, умным, эрудированным, очень магнетичным, — чтобы любим был камерой. У нас таких нет, а если появляются, то скоро — фьюить в столицу. На центральных телеканалах много тех, кто приехал из провинции, в том числе с Кубани…


Свои передачи вы транслируете в интернете?
Выкладываем, в том числе и на You Tube. А трансляция — это дело ближайшего будущего.


Есть какие–то факторы — допустим, органы власти, которые ограничивают творческую свободу ваших журналистов и в целом компании?
Творческую свободу здорово ограничивают лень и недисциплинированность. А что касается остального… Надо понимать, что мы — государственное телевидение. Мы — державники. Мы должны выдавать в эфир проверенную и взвешенную информацию.
Например, наши сотрудники находят утром какую–то интересную новость, но — неподтвержденную. Частный канал, наверное, пойдет на риск и выпустит ее в эфир. А мы не можем себе подобное позволить, потому что очень высоки репутационные риски. ГТРК не должна потом извиняться — «не убили, а наградили»… А органы власти нашу свободу не ограничивают, нет.


Складывается ощущение, что кубанские новости, сюжеты, подготовленные ГТРК «Кубань», чаще попадают в федеральный эфир, нежели сюжеты из Тюмени или, скажем, Кургана…
Это так. Мы очень плотно работаем с федеральными каналами и отдельными программами — «Вестями», «Утром»… Дня не проходит, чтобы у меня на столе не появилась заявка, а чаще несколько от федералов на какой–то материал.


Кубань генерирует новости или эти заявки — показатель профессионализма команды?  
И то, и другое. С одной стороны, край – это бурлящий информационный котел, в котором все время происходит масса интересных событий. С другой — если бы мы плохо работали, москвичи не доверяли бы нам, сами бы прилетали и сами бы снимали сюжеты. В общем, команда ГТРК «Кубань» достойна своей малой родины.


Михаил Кибальник

 

"Деловая газета. Юг" - новости Краснодара, Краснодарского края, бизнес, финансы, общество, политика, новости предприятий

 
По теме
Оповещение населения будет проводиться по каналам телевидения «Россия 1 Кубань» и «Кубань 24», по каналам эфирного вещания «Первое радио Кубани» и «Радио России»,
⚠️ Уважаемые коллеги! ⚠️ В последнее время участились сетевые атаки с использованием персональных данных сотрудников колледжа!
На территории Российской Федерации создан и удачно функционирует сайт оказания государственных и муниципальных услуг «Госуслуги.ру» Преимущества Портала государственных и муниципальных услуг заключаются в том,
Портал государственных и муниципальных услуг - это государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме,
Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет - Газета Трибуна Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет Глава и председатель Совета Первореченского сельского поселения выступила с докладом перед депутатами и жителями села.
Газета Трибуна
Форум прошел с пользой - Газета Заря Кубани Сегодня программа Всекубанского форума приемных семей в Сочи была насыщенной.
Газета Заря Кубани
История моей семьи - Газета Трибуна История моей семьи В Год семьи, объявленный Владимиром Путиным, президентом России, еще раз осознаешь ценность сохранения исторической памяти о своих предках, родных и близких людях.
Газета Трибуна