Портретирование России
В архиве Русского географического общества (РГО) сохранилось ходатайство Прокудина-Горского от 10 июня 1909 года: «Приступая с 1 июля сего года, с высочайшего соизволения Его Императорского Величества, к фотографированию разных местностей России в натуральных цветах сим имею честь покорно просить Императорское Русское географическое общество не отказать в своем содействии выдачею мне соответствующего открытого листа и ценными для моей работы указаниями на наиболее интересные местности в географическом и этнографическом отношении. Вместе с сим если бы в Обществе нашлись материалы описательного характера, то покорно просил бы дать их мне во временное пользование».
- Это ходатайство было составлено Прокудиным-Горским спустя месяц после поворотного в его судьбе показа диапозитивов императору и императорскому двору в Царском Селе 3 мая 1909 года. Как все мы знаем, изобретатель и фотограф предложил императору запечатлеть жизнь страны в разных ее уголках в цвете: предполагалось издать серию альбомов, которые должны были поступить в школы, гимназии и университеты России, - говорит заведующая сектором Государственного Русского музея кандидат искусствоведения Наталья Мозохина. - Сергею Михайловичу выделили железнодорожный вагон с темной комнатой, автомобиль «форд», другую технику и оказали, как бы сейчас сказали, информационную поддержку.
Ею стал так называемый открытый лист: «В высшей степени заинтересованный в успехе означенного научного предприятия Совет Императорского Русского географического общества обращается с усерднейшей просьбой ко всем тем лицам и учреждениям, с коими г-ну Прокудину-Горскому доведется вступать в сношение при исполнении им принятой на себя задачи, а равно на пути следования к месту назначения и обратно, оказывать ему законное покровительство и возможное содействие». В июле 1909 года фотограф совершил первое путешествие по Мариинскому водному пути. Позже Прокудин-Горский объехал Поволжье, Урал, Туркестан, часть Западной Сибири и Черноморское побережье Кавказа, где снимал Новороссийск и Сочи, Абхазию и Грузию.
Реклама «Русской Ривьеры»
- Подтверждением тому, что Сергей Михайлович фотографировал Новороссийск и Сочи по заказу РГО, служит история его сотрудничества с комитетом выставки «Русская Ривьера», проходившей в павильонах Императорского Ботанического сада в Петербурге и посвященной Черноморскому побережью Кавказа. Организатором выставки выступило Общество изучения Черноморского побережья Кавказа, а ее генеральным комиссаром был выросший в Екатеринодаре Николай Воробьев, этнограф, сотрудник Музея антропологии и этнографии Императорской академии наук. Ныне его коллекция японской ксилографии укие-э хранится в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко, - продолжает Наталья Александровна.
По-видимому, через Николая Ивановича Воробьева Прокудин-Горский получил заказ от комитета «Русской Ривьеры» на снимки побережья Черного моря, а от Главного управления уделов - 500 рублей на поездку. В марте 1912 года фотограф выехал на Черноморское побережье: проехал от Новороссийска до Сочи, а затем отправился в Абхазию и Грузию. В архиве РГО сохранилось письмо Прокудина-Горского Воробьеву, написанное в Батуме 30 марта: «Очень Вам благодарен за внимание, жаль только, что… буду здесь в первый раз до конца апреля, а затем снова буду работать на побережье конец июля, август, сентябрь... Таким образом, горные красоты близ Черноморья есть и докончу их осенью».
- Подробное изложение своих действий по запечатлению Черноморского побережья можно назвать своего рода отчетом фотографа перед заказчиком. Однако договор между Прокудиным-Горским и комитетом выставки «Русская Ривьера» не найден, - добавляет Наталья Мозохина. - Известно, что снимки Сергея Михайловича служили своего рода рекламой выставки для привлечения петербургской публики. О чем свидетельствует афиша из архива РГО: «Состоящая под Высочайшим государя императора покровительством выставка Черноморского побережья Кавказа «Русская Ривьера». Вечером, кроме воскресенья и праздничных дней, - картины в натуральных цветах из работ С. М. Прокудина-Горского и кинематограф бесплатно».
Виды Сочи
в библиотеке конгресса
Из кубанской съемки Прокудина-Горского в открытом доступе на сайте библиотеки Конгресса США можно найти лишь виды Сочи 104-летней давности: морские панорамы и фермы в Дагомысе, виды на горы Фишт и Успенского, долины рек Сочи и Мзымта, храм архангела Михаила и урочище Уч-Дере, дачу Павлова и имение Романовых. Почему эти заказанные фотографу снимки остались в его собственности и в составе его коллекции поступили в библиотеку Конгресса США? Возможно, другая часть фотографий, сделанная Сергеем Михайловичем для выставочного комитета «Русской Ривьеры» - с видами Черноморского побережья от Новороссийска до Туапсе - осталась у автора, однако судьба этих кадров, как и их местонахождение, неизвестна.
Зато известен путь фотонаследия Прокудина-Горского за океан. Реализовать свой проект по изданию серии фотоальбомов о Российской империи Сергей Михайлович не успел: началась Первая мировая война, потом грянула революция. В 1917 году фотохудожник участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учрежден декретом от
9 сентября 1918 года, уже после отъезда изобретателя и фотохудожника за границу. Прокудин-Горский повез свои фотовыставки и негативы сначала в Норвегию и Англию, а потом во Францию. В Ницце он работал с братьями Люмьер на первой в мире киностудии, читал лекции и устраивал выставки.
Когда в 1944 году Прокудин-Горский умер в «Русском доме» в Париже и, как многие из тех, кто оставил Россию, нашел приют на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, его коллекция уже двенадцать лет как перешла в собственность его младшего сына от первого брака - Михаила Сергеевича, продолжившего дело отца. Через четыре года он и еще трое наследников Прокудина-Горского решили передать коллекцию отца - 1902 тройных негатива и 2448 черно-белых отпечатков в контрольных альбомах - всего около 2600 изображений - библиотеке Конгресса США за вознаграждение. В 2000 году компания JJT по контракту с библиотекой отсканировала негативы Прокудина-Горского (ныне их можно найти на сайте библиотеки).
Анастасия Куропатченко