На 94-м году жизни не стало выдающейся российской актрисы народной артистки Кубани Евгении Белоусовой…
Судьба Евгении Михайловны Белоусовой (1925–2018 гг.) удивительна соединением ярких контрастов. Её путь к сценическому успеху был отсрочен жестокими обстоятельствами. Она начала заниматься пением в хоре под руководством Исаака Осиповича Дунаевского в знаменитом на всю страну Ленинградском дворце пионеров на Фонтанке. Репетиционная работа и сценическая практика, ещё во многом детская, рано направили её в творческую сферу.
В первые дни войны она вынужденно оказалась в оккупации, где примкнула к партизанскому движению на северо-западном фронте. В 1944 г. она на 10 лет становится узницей ГУЛАГа, по 58-й статье. Белоусова попадает в Воркутинский лагерный театр и продолжает там свою профессиональную подготовку. Музыка и сцена, несмотря ни на что, продолжали быть делом жизни. Она учится музыкальному искусству у таких же осужденных старших коллег. Среди них замечательные деятели нашего искусства: в прошлом главный режиссер Большого театра Борис Мордвинов, дирижер Евгений Выгорский, литератор Алексей Каплер, Валентина Токарская из Московского театра сатиры, звезда мюзик-холла Лола Добржанская, известные вокалисты, пианисты, ученые.
В 1954 г., после освобождения и запрета работать в столице и крупных городах, подарком судьбы стал Краснодарский театр музыкальной комедии. Началась активная профессиональная работа. Роли следовали одна за другой на протяжении ближайших сорока лет: Сильва, Марица, Теодора Вердье, Христина, Баядера, Нинон, Ганна Главари, Фраскита, Розалинда, Анина, Илона, Марианна Бартош, Стелла, Чанита, Анастасия Батманова, Роз-Мари, Яринка, Лариса, Флавия, Нина Бирюзова, Вера Холодная, Ханума, Бебирли, Донна Люция…
Девяносто ролей, сотни концертных выступлений говорят о её востребованности и полной реализации в творчестве. Через неё прошли токи всех направлений, в её репертуаре и сценическом опыте, артистическом обаянии сосредоточена мощная память жанра и его прихотливая эволюция.
Она много ездила, гастролировала по стране, пела с другими театрами – в родном Ленинграде, Ростове-на-Дону, Красноярске, Одессе, Севастополе… Но всегда возвращалась на свою вторую родину – так она называла Кубань. Верность Краснодарскому театру оперетты была взаимной. На этой сцене она работала с замечательными мастерами – режиссёрами Григорием Спектором, Матвеем Ошеровским, Николаем Рубаном, Тамарой Гогавой, Борисом Левченко, Юлием Хмельницким, Владимиром Канделаки, Исаем Фаликовым, Борисом Цейтлиным. Все главные художественные события этой сцены связаны, в том числе, и с её именем.
Она стала первой и единственной народной артисткой Кубани! Заслуженная артистка РСФСР Евгения Михайловна Белоусова была подлинным Мастером. Созданное ею смело можно причислить к звёздным, историческим мгновениям жанра оперетты. Спетые сотни раз и неизменно восторженно встреченные, они стали её вызовом несправедливой судьбе и обещанием бесконечного счастья тем, кто её видел на сцене.