8 января 2018 года исполняется 20 лет со дня создания Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации


  8 января 2018 года исполняется 20 лет со дня создания Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации

История создания. 

8 января 2018 года исполняется 20 лет со дня создания Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации. История создания.

Создание Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации пришлось на время проведения в стране крупных социально-экономических преобразований.

Декларация о государственном суверенитете России, принятая 12 июня 1990 года Первым Съездом народных депутатов РСФСР (с 1994 года этот день является государственным праздником Российской Федерации), провозгласила принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей в качестве важнейшего принципа функционирования России как правового государства.

Однако принятие Декларации, за которой последовали акты государственного самоопределения народов других республик бывшего СССР, кардинальные и резкие изменения во всех сферах жизни (признание плюрализма форм собственности; переход к рыночным методам управления экономикой и к многопартийности в политике; признание приоритета прав человека; внедрение элементов парламентаризма как для общегосударственного, так и для местного уровня) привели не только к распаду Советского Союза, но и к угрозе потери управления страной. Появились тенденции к отказу от правового, демократического пути развития страны.

В этих непростых условиях важнейшее значение приобрела задача укрепления судебной власти. Стало очевидно, что «без сильной и независимой судебной власти не может состояться государственность России». Проблема организации деятельности судов как механизма реализации принципов самостоятельности и независимости судебной власти стала приобретать принципиальный характер.

Во исполнение решений Третьего (внеочередного) съезда народных депутатов РСФСР об укреплении судебной власти и об участии судей в реформировании судебной системы на совместной коллегии Министерства юстиции РСФСР и Президиума Верховного Суда РСФСР 11 апреля 1991 года было принято решение о проведении съезда судей Российской Федерации и о включении в повестку дня съезда вопроса «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

17–18 октября 1991 года состоялся I Всероссийский съезд судей, на котором выступил президент РСФСР Ельцин Б.Н., поставивший задачу создания сильной и независимой судебной власти. В принятом на съезде заявлении констатировалась необходимость утверждения судебной власти как независимой влиятельной силы, равной по своему значению и месту в обществе власти и законодательной, и исполнительной, необходимость коренного реформирования судебной системы как условия для обеспечения соответствия её международным правовым стандартам и функционирования демократического правового государства в России. Также были сформулированы концептуальные положения и основные направления судебной реформы.

24 октября 1991 года постановлением  Верховного Совета РСФСР № 1801-1 Концепция судебной реформы была одобрена.

В числе приоритетных направлений реформирования в сфере отправления правосудия были признаны: утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной; совершенствование системы гарантий независимости судей, создание независимой судебной власти, способной эффективно защищать права и свободы человека и гражданина.

Идея создания Судебного департамента как принципиально нового механизма организационного обеспечения судебной деятельности, направленного на реализацию принципов независимости судей и самостоятельности органов судебной власти, впервые возникла в марте 1992 года в Президиуме Совета судей Российской Федерации в ходе работы над проектом закона «О статусе судей в Российской Федерации» Закона «О статусе судей в Российской Федерации».

19 января 1993 года Совет судей Российской Федерации, принимая решение о проведении II Всероссийского съезда судей, включил в его повестку дня, наряду с рассмотрением хода судебной реформы, также вопрос о принятии разработанного Советом судей Российской Федерации Положения о Судебном департаменте. Состоявшийся 29–30 июня 1993 года II Всероссийский съезд судей поддержал идею создания Судебного департамента как организационной структуры, целиком сосредоточенной на обеспечении деятельности судов. Однако предложение о подчинении этой структуры Верховному Суду Российской Федерации, что означало бы полное отделение судебной власти от исполнительной власти, необходимого большинства голосов не получило.

Новой Конституцией Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря и вступившей в силу 25 декабря 1993 года, был провозглашен принцип разделения властей и, соответственно, независимости судебной власти, а также закреплены (статьёй 124) гарантии финансовой достаточности функционирования судебной системы.

Тем не менее эти государственные гарантии независимости судебной власти во многом носили декларативный характер. Для обеспечения реальной независимости судебной власти продолжало существовать препятствие, приобретавшее всё более принципиальный характер, – сохранение в сфере правосудия административного управления со стороны органа исполнительной ветви власти (причём для обозначения этой функции Минюста в отношении судов в Законе РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» даже применялся термин «организационное руководство судами»), что ставило судебную систему в зависимое положение, приводило к возможности определённого влияния на процессуальную деятельность судов.

На состоявшемся 24–25 марта 1994 года III (внеочередном) Всероссийском съезде судей идея создания Судебного департамента была поставлена в практическую плоскость в качестве первого шага к «самостоятельному функционированию судебной власти».

Своим постановлением от 25 марта 1994 г. «О концепции судебной системы Российской Федерации» съезд признал необходимым учреждение в рамках Министерства юстиции Судебного департамента, единственной задачей которого должно стать ресурсное, организационное и кадровое обеспечение судов. Однако Министерство юстиции это решение III съезда судей не выполнило; более того, несмотря на недостаточное финансирование судов из бюджета, органами юстиции допускалось расходование выделенных средств на цели, не имеющие никакого отношения к судебной деятельности. Это было особо отмечено в постановлении Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 июня 1995 года.

18 октября 1995 года Совет судей Российской Федерации единодушно пришел к выводу о целесообразности и необходимости создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, что было закреплено в постановлении «О признании необходимым создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации». Это решение Совета судей Российской Федерации нашло поддержку в Верховном Суде Российской Федерации, в Совете по судебной реформе, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в специальной комиссии, созданной по распоряжению Президента Российской Федерации.

Состоявшийся 16 октября 1996 года Совет судей Российской Федерации констатировал, что из-за крайне неудовлетворительного финансирования расходов, необходимых для обеспечения судебной деятельности, многие суды были вынуждены останавливать свою работу, что привело к массовому нарушению конституционного права граждан на судебную защиту. Всё более очевидной становилась необходимость создания структуры обеспечения деятельности судов, действующей на принципиально новой основе.

Следующим этапом совершенствования инфраструктуры судебной системы явилось рассмотрение вопроса о состоянии судебной системы Российской Федерации и перспективах ее развития на IV (Чрезвычайном) Всероссийском съезде судей, состоявшемся 3–5 декабря 1996 года. Съездом была поставлена задача изъятия функций по обеспечению судебной деятельности от системы органов исполнительной власти (Министерства юстиции Российской Федерации и его органов) с передачей их в систему органов, действующих при судебной системе Российской Федерации и полностью подотчетных судейскому сообществу (Судебный департамент и его органы). В соответствии с постановлением IV Всероссийского съезда судей от 4 декабря 1996 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесён проект федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», который определил в том числе основные принципы обеспечения деятельности судов.

Подписанный Президентом Российской Федерации Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» разрешил вопрос о Судебном департаменте. Статья 31 данного закона не только ввела новое понятие – Судебный департамент и нормативно закрепила место этого органа в судебной системе – при Верховном Суде Российской Федерации, но и определила его основную задачу – организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставление в их распоряжение необходимых ресурсов.

В апреле 1997 года Совет судей Российской Федерации вновь собрался для обсуждения положения дел с финансирование федеральных судов России. Своим постановлением от 4 апреля 1997 г. Совет судей России постановил просить Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. в кратчайшие сроки выйти с законодательной инициативой в законодательный орган России с проектом закона «О судебном департаменте».

8 апреля 1997 года состоялся Пленум Верховного Суда Российской Федерации, принявший постановление от 8 апреля 1997 г. № 5 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке осуществления законодательной инициативы проекта Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органах"». Данный законопроект был принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 2010-II ГД и одобрен постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 1997 г. № 445-СФ.

В первые дни 1998 года Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» был подписан Президентом Российской Федерации.

С принятием Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» завершилось создание принципиально новой системы организационного обеспечения системы судов общей юрисдикции, ставшей основой для практической реализации конституционных принципов разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, независимости и самостоятельности судебной власти.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а также администраторы судов, ставшие «полномочными представителями» Судебного департамента в судебной системе, и созданное в 2012 году учреждение Судебного департамента приняли на себя широкий круг обязанностей по организационному, информационному, кадровому, финансовому, материально-техническому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции и тем самым освободили председателей судов от несвойственных им административно-хозяйственных функций, не имеющих непосредственного отношения к их основной функции – отправлении правосудия.

Важнейшей нормой, закреплённой Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», является положение статьи 4, согласно которому Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Принцип невмешательства Судебного департамента в осуществление правосудия неукоснительно соблюдается в ходе организационного обеспечения деятельности судов.


 

 
По теме
В работе коллегии приняли начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе Константин Сомов, советник Генерального прокурора Российской Федерации Галина Токарева,
Информация для работодателей, осуществляющих деятельность  в сфере отрасли овощеводства на территории Крымского городского поселения Крымского района   В соответствии с постановление правительств Российской Федерац
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 277183-7 «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуальног
Министерством юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещен правовой портал «Нормативные правовые акты в Российской Федерации».
Судебная коллегия по уголовным делам Краснодарского краевого суда рассмотрела уголовное дело в отношении Бердиева Руслана.
Верховный суд РФ вынес окончательное решение в длительном споре об исключительных правах на использование название «Адыгейский сыр» Как сообщили в пресс-службе главы Адыгеи,
ИНФОРМАЦИЯ о конкурсе  по формированию кадрового резерва Арбитражного суда Краснодарского края на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы:
В Прикубанском округе города Краснодара под контролем судебных приставов должница исполнила решение суда о сносе незаконно возведенного строения – металлического ангара.
Теперь воюет за наших… - Газета Курганинские известия Российские специалисты восстановили и модернизировали трофейную «Бабу-Ягу» Специалисты центра подготовки операторов БпЛА мотострелковой бригады «Южной» группировки войск показали восстановленный украинский беспилотный
Газета Курганинские известия
Оглашен приговор пластическому хирургу, изуродовавшему красавицу из Сочи - LiveKuban.Ru У нее не закрываются теперь глаза, а он фактически избежал наказания Фото: открытый источник Ленинский районный суд Краснодара огласил приговор в отношении Андрея Комарова – пластического хирурга клиники «МедИст».
LiveKuban.Ru
Следственным отделом ОМВД России по Курганинскому району завершено расследование уголовного дела в отношении 37-летнего местного жителя по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 УК РФ.
Отдел МВД России по Курганинскому району
«Без нас скучала бы планета!» - Газета Свет маяков Александр Владимирович Гомодин и Евгений Николаевич Шутов вручили заслуженные награды работникам культуры нашего района (фото автора).
Газета Свет маяков
Читает семья - читает страна - Газета Свет маяков На празднике Неделя детской и юношеской книги каждый школьник сделал для себя потрясающее открытие, выступив в роли артиста (фото автора).
Газета Свет маяков