Чтобы создать идеальный портрет вовсе не обязательно с фотографической точностью выписывать лицо модели. Иногда идеальный портрет может уставиться на тебя круглыми жёлтыми глазами. Пройдет время, ты забудешь волосы и губы, но только не глаза – точнее то, что они сказали о своей обладательнице. А они сказали всё. Ведь жёлтые глаза не врут, они – это то, что остается, когда маска летит в пыльный угол.
В «Галерее Ларина» 18 августа откроется выставка «Снимая маски» молодого краснодарского художника Александра Кокса.
С написанных маслом портретов, составляющих основу экспозиции, на зрителя смотрят герои, которых художник, кажется, застал наедине с самими собой. Кто-то растворяется в окружающей среде, кто-то активно противостоит ей. Некоторые лица – словно оголенный нерв, эмоция тут так сильна, что смазывает черты. Некоторые – вдруг собираются как мозаика из словно случайно оставленных кистью пятен, черточек, брызг. Удобные, привычные, подходящие к ситуации маски остаются не у дел, уступая место отчаянной просьбе модели: «Нарисуй мне жёлтые глаза». Или красную рубашку. Или зелёные волосы.
Но снимает маски художник не только со своих героев, но и со своего творчества – когда минутный, схематичный набросок, месяцами висевший на стене мастерской, вдруг оказывается больше и важнее, чем то, что создавалось неделями. И тогда из него вырастает идея, ради которой хочется перечеркнуть все планы, отдавшись новому исследованию лиц. Масляная живопись уступает место коллажу, холст – забрызганному краской картону, конкретные люди – случайным образам, которых миллионы вокруг. Об этом – вторая часть экспозиции.
Парадоксально, но факт: противостоящие друг другу по технике, цвету, материалам, портреты первые и вторые вдруг оказываются частями одного целого. Словно сброшенные маски, разбитые на части, художник собрал вновь, но уже другими – живыми и свободными.