Следующая станция - китайская?

Фото: www.ki-gazeta.ru
«Как бороться с утомительными пробками? Решение есть - и зачем изобретать велосипед? - пересесть на общественный транспорт. Но не на тот, что есть в городе сегодня, а значительно более комфортный и быстрый. Путем решения этой весьма дорогостоящей задачи могло бы стать частно-государственное или муниципально-частное партнерство. Пока дальше разговоров о намерениях дело не идет. О том, почему это происходит и как могло бы осуществиться ГЧП на общественном транспорте в Краснодаре, мы беседуем с нашими экспертами.»

Анализ, произведенный консорциумом «Леонтьевский центр - AV Group», показал, что в Краснодаре процентное соотношение горожан, совершающих поездки на трамваях, троллейбусах и автобусах и на частных авто, - 63/37. Эксперты предлагают Краснодару сохранить приоритет развития общественного пассажирского транспорта.

- Мы в хорошем смысле обречены на развитие механизмов ГЧП на транспорте, - говорит доктор экономических наук, профессор Александр Полиди. - И я думаю, что в ближайшие три-пять лет мы увидим механизмы государственно-частного партнерства на общественном транспорте краевого центра. Почему я так считаю? Да потому что без привлечения частного капитала в эту отрасль, без сохранения ее инвестиционной привлекательности городской транспорт обречен. Эта сфера должна стать конкурентной, а значит, в нее должен прийти бизнес. Общественный транспорт не может оставаться чисто социальным проектом, который финансируется только из муниципального или краевого бюджета.

Что в нашем случае возьмет на себя муниципалитет, что бизнес? Для города в первую очередь важен социальный эффект, чтобы не было пробок и обновленный транспорт ходил четко по расписанию. Для бизнеса важно окупить вложения и получить прибыль. Но поскольку инвестиционная емкость этого проекта сумасшедшая, один муниципалитет ее просто не потянет. А бизнес не потянет потому, что сроки окупаемости огромные. Поэтому здесь вероятен только компромисс. По всей видимости, муниципальная власть должна взять на себя выкуп и формирование земельных участков под новые магистрали, выделение земли и передачу имеющейся инфраструктуры. А уже бизнес построит современные транспортные сети, и это могут быть не только традиционные трамвай и троллейбус, но и какие-то инновационные виды транспорта.

- Следовательно, сама идея государственно-частного партнерства достаточно интересна для реализации в краевом центре, - рассуждает экономист, профессиональный эксперт в области управления предприятий Евгений Змиев. - Один из вариантов, который у нас периодически рассматривается, - это концессия. Однако, на мой взгляд, он самый маловероятный для использования. Потому что концессия хороша для начала работы с нуля, если бы у нас, например, не было трамвая вообще. И тогда концессионер строил бы трамвайные пути целиком, потом определенное время использовал бы всю эту трамвайную систему в Краснодаре для получения прибыли, а затем уже передавал бы в собственность городу весь трамвайный имущественный комплекс - с путями, подвижным составом, строениями.

Однако на сегодняшний день трамвайные линии и подвижной состав существуют. И мы, по сути, хотим, чтобы концессионер построил отдельную линию, которая стала бы лишь частью существующей трамвайной сети. При этом люди будут платить, как платят и сейчас, в целом за проезд - от пункта А до пункта Б, а не за какой-то участок пути, построенный на средства концессионера. Сделать же конкретный участок с более высокой платой, я считаю, в случае с краснодарским трамваем технологически невозможно. Действительно, не сможем же мы продать человеку второй билет, по которому он поедет по этому новому участку? А значит, и собрать выручку на этом новом участке, и оправдать вложенные инвестиции не получится. А тогда откуда возьмется прибыль для представителя частного бизнеса, как он окупит вложенные инвестиции? Поэтому пока, к сожалению, возможности использования механизма концессии на общественном транспорте - на том, который сегодня в городе существует - я не вижу.

А вот при создании наземного метро идея представляется мне более осуществимой, так как его у нас нет, и создаваться наземное метро будет с нуля. Концессионер станет использовать не какой-то участок, а целиком всю эту систему, считая в целом и свою выручку, и расходы, и прибыль, и окупаемость. Поэтому ГЧП в городе может развиваться только при создании наземного метро.

- Я убежден, - говорит заслуженный работник ЖКХ РФ, посвятивший более 20 лет важнейшим отраслям жизнеобеспечения столицы Кубани Евгений Суслов, - что перевозки на общественном транспорте обязаны контролироваться муниципалитетом. Это социально значимый объект, и он должен быть под контролем городской власти, так как общественный транспорт - это отрасль повышенной опасности. Все можно поправить, подвижной состав отремонтировать - а человеческую жизнь не вернешь.

- Наш самый крупный перевозчик на общественном транспорте - МУП «КТТУ», - говорит вице-мэр Краснодара Евгений Зименко. - Он представлен сегодня автобусами, троллейбусами и трамваями. А теперь давайте посмотрим для чего, собственно, нам нужно государственно-частное партнерство в отношении каждого этого вида транспорта. Потому что автобус - это замена подвижного состава, троллейбус - это замена подвижного состава и развитие пути, создание новых троллейбусных маршрутов, трамвай - опять же замена подвижного состава и строительство новых трамвайных путей.

Мы видим три разные направления, по каждому из которых нужно определиться, что делать. Да, мы собираемся развивать систему ГЧП, но пока не решили, в какой форме будем ее реализовывать, не готовы выйти с окончательным вариантом.

Что касается поступивших предложений от инвесторов (будь это китайские или немецкие потенциальные партнеры. - Прим. авт.), то все они - по обновлению подвижного состава. Но только обновить его означает остаться в тех границах, которые сегодня существуют. А ведь город растет, и нам крайне необходимо удлинять старые сети и прокладывать их в новые микрорайоны. Туда, где, выражаясь техническим языком, и сосредоточен пассажиропоток, который необходимо вывозить. Просто заменить подвижной состав, пусть это произойдет в форме ГЧП - да, таким образом мы улучшим условия проезда, но при этом время в пути не изменится, новые объекты транспортной инфраструктуры не появятся. И те предложения, которые сегодня исходят, эту комплексность не учитывают.

Поэтому работа по поиску инвестора, создание ГЧП продолжается и будет продолжаться до тех пор, пока мы вместе с потенциальными партнерами не придем к единому знаменателю: как строительству новых линий, так и, соответственно, обновлению подвижного состава. А пока ни один инвестор, делающий предложения, до конца не представлял того объема финансирования, который необходим.

Да, все считают замену подвижного состава - здесь цифра понятная. А вот затраты и издержки, необходимые для строительства новых трамвайных путей, куда они пойдут - все это требует более глубокой проработки. Нам же необходимо развитие этого направления в целом, именно об этом мы и говорим с каждым инвестором.

- Да, частник, это, конечно, здорово, - высказывает свою точку зрения председатель комитета ЗСК по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и дорожного хозяйства Владимир Чепель, - но ведь общественный транспорт - это социально значимая отрасль. Бизнес пришел и видит только деньги. Его не интересует, что он перевозит пенсионера, или инвалида, или просто малообеспеченного пассажира, - он должен заработать. Поэтому контрольный пакет, если мы решим прибегнуть к частно-государственному партнерству, должен быть в руках у государства.

Марина Аванесова

 
По теме
tramvai6 - НИА-Кубань Перспективы развития и модернизации подвижного состава основного муниципального перевозчика — Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления (МУП «КТТУ») обсудили на встрече главы города с представителем компании-опе
31.10.2017
 
Инвестор готов вложить 27 млрд рублей в развитие общественного транспорта Краснодара - Деловая газета Юг Компания «УК Компьюлинк Инфраструктура» выразила готовность заключить концессионное соглашение с мэрией Краснодара, касающееся развития общественного транспорта.
31.10.2017
 
Краснодару предложили концессионное соглашение по развитию общественного транспорта с инвестициями до 27 млрд руб Перспективы развития и модернизации подвижного состава КТТУ накануне власти города обсудили с представи
31.10.2017
Фото: Пресс-служба администрации города Краснодара - Администрация города Краснодар Перспективы развития и модернизации подвижного состава основного муниципального перевозчика — Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления (МУП «КТТУ») обсудили на встрече главы города с представителем компании-опе
31.10.2017
Завершилась неделя памяти русских солдат, покоривших Анапу - Администрация г. Анапа Историческим уроком «Битвы за Анапу» для участников летней культурно-досуговой площадки Дома культуры хутора Усатова Балка и казаков хуторского общества завершился цикл военно-исторических чтений «Анапа в военной истории
17.06.2018 Администрация г. Анапа
Армавир: островки памяти - Армавирский Собеседник Ул. Комсомольская, 169 (лит. «А»). Дом жилой землемера Н.А. Лапшина (1900-е гг.), где в 1902 г. родился и жил известный советский ученый-геолог В.П.
18.06.2018 Армавирский Собеседник
Документы донесли до нас десятки имен выдающихся подвижников науки, общественных деятелей, так или иначе связанных с Кубанью и Армавиром… Поле их деятельности обширно.
13.06.2018 Армавирский Собеседник
Праздничный чудо-торт Городской парк не узнать! Прогулявшись по нему, приходишь к выводу, что это не место отдыха армавирцев и гостей города, а торжественный торт.
09.06.2018 Армавирский Собеседник
Ул. Комсомольская, 157; угол ул. Халтурина, 76 (лит. «А»). Дом жилой врача П.Г.Кудрявцева (1898 г.).
09.06.2018 Армавирский Собеседник
Фото: ЮРПСО Молодая пара из Москвы заблудилась при спуске с горы Ахун. Как сообщает пресс-служба ЮРПСО, 17 июня в 21.00 от оперативного дежурного Единой диспетчерской службы в спасотряд поступил сигнал о том,
18.06.2018 Кубанские Новости
В Новокубанске арестован местный житель, которого подозревают в убийстве пенсионерки - Югополис Он убил женщину за то, что она отказалась продать ему спиртное.   bk55.ru Новокубанский межрайонный следственный отдел СКР по краю продолжает расследование уголовного дела, возбужденного по факту убийства пожилой женщины,
18.06.2018 Югополис
Место происшествия Фото: Кубанские новости Место происшествия Фото: Кубанские новости Место происшествия Фото: Кубанские новости Инцидент произошел в ночь на 17 июня на ул.
18.06.2018 Кубанские Новости
Краевая детская библиотека отмечает 85-летие - Министерство Культуры Сегодня в Краснодарской филармонии им.Г.Ф.Пономаренко состоялось торжество «Здесь будет бал, здесь книжный праздник», посвященное юбилею Краснодарской краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых.
18.06.2018 Министерство Культуры
Подготовку к проведению в общеобразовательных учреждениях церемоний вручения аттестатов об окончании школы обсудили на аппаратном совещании в администрации столицы Кубани, которое провел глава Краснодара Евгений Первышов.
18.06.2018 Администрация города Краснодар
  В городском историческом музее открылась выставка картин и статуэток Николая Мальцева.
18.06.2018 Горячий ключ
Так назывался вечер к 30-летию образования народного хора кубанской песни при Новопластуновском Доме культуры.
17.06.2018 Газета Единство
«От Пасхи до Троицы» – это название концерт ахора духовной музыки «Рождество» (руководитель Ольга Пенова).
17.06.2018 Газета Единство
Шуток много не бывает - Армавирский Собеседник Настоящим подарком для армавирской молодёжи стал розыгрыш Кубка ректора АГПУ по КВН.
18.06.2018 Армавирский Собеседник
Аксель был сильней - Министерство физической культуры и спорта На Кубани разыграли призы открытых краевых соревнований по конкуру «Надежда России».
18.06.2018 Министерство физической культуры и спорта
В составе национальной сборной выступали пятеро кубанцев — динской каноист  Александр Коваленко  и краснодарская каноистка  Олеся Ромасенко,  брюховецкие каноисты  Павел Петров  и  Виктор Мелантьев ,
18.06.2018 Газета Трибуна
Фото: Станислав Павлов 18 июня на чемпионате мира пройдет три матча, в которых друг с другом встретятся команды из групп F и G. Сегодня на мундиале продолжатся матчи группового этапа.
18.06.2018 Кубанские Новости
Поручение — оперативно проработать вопрос с «блокадой» дороги по ул. им. Симиренко, которую на участке от ул.
18.06.2018 Администрация города Краснодар
Подготовку к проведению в общеобразовательных учреждениях церемоний вручения аттестатов об окончании школы обсудили на аппаратном совещании в администрации столицы Кубани, которое провел глава Краснодара Евгений Первышов.
18.06.2018 Администрация города Краснодар
В рамках социально-гигиенического мониторинга на территории Краснодарского  края продолжается контроль за показателями радиационной безопасности объектов окружающей среды и среды обитания людей.
18.06.2018 Роспотребнадзор