Депутаты Государственной Думы приступили к работе в рамках осенней сессии. Уже на первых пленарных заседаниях парламентарии рассмотрели ряд актуальных законопроектов.
Предстоящую насыщенную работу нижней палаты Парламента прокомментировал депутат Госдумы от Краснодарского края Алексей Ткачев:
- На сегодняшний день проект программы работы в период осенней сессии 2014 года включает 767 законопроектов, из которых: 7 – законодательные инициативы Президента Российской Федерации; 139 – Правительства; 50 – Совета Федерации и членов Совфеда; 188 – законодательных органов государственной власти регионов; 381 законопроект внесен депутатами Государственной Думы; 2 - Верховным Судом РФ. 130 законопроектов будут рассмотрены в первоочередном порядке.
Безусловно, в осеннюю сессию главным приоритетом для парламентариев будет работа над федеральным бюджетом на следующий год и плановый период 2016–2017 годов. Правительство внесет главный финансовый документ страны в Госдуму до 1 октября.
Принимать его мы будем в условиях крайне непростой макроэкономической и геополитической ситуации и с учетом санкций, которые были введены Евросюзом, США и рядом других стран в отношении отдельных отраслей российской экономики.
18 сентября на заседании Правительства Дмитрий Медведев заявил, что на поддержку отечественных компаний, предприятий, особенно в тех отраслях, которые подверглись наиболее сильным ограничениям, заложены дополнительные средства.
Тем не менее, основная статья расходов - социальная поддержка граждан и оказание услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры. На выплату пенсий, различных пособий, субсидий и компенсаций в федеральном бюджете на три года предусмотрено более 2,5 трлн рублей.
Нет сомнений в том, что все социальные гарантии для граждан будут сохранены.
Планируется, что к 2017 году расходы по направлениям «образование», «здравоохранение» и «социальная политика» превысят уровень 2014 года. Будет продолжено и повышение зарплат бюджетникам – педагогам, медицинским, социальным работникам, научным сотрудникам.
Сохраняется бюджетное правило, которое поможет обеспечить запас прочности при возможных колебаниях цен на нефть.
Блок «Социальная политика» по-прежнему остается приоритетом законотворческой работы фракции «Единая Россия» Госдумы. В течение осенней сессии планируется рассмотреть 13 проектов законов. В их числе поправки в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», направленный на совершенствование процедур государственной регистрации лекарственных препаратов, изъятие с рынка неэффективных, опасных и некачественных лекарственных средств.
Учитывая негативные последствия санкций, введенных в отношении Российской Федерации, необходимо вести серьезную работу над нормативными и законодательными актами, которые обеспечат рост отечественной промышленности и сельского хозяйства, развитие в области импортозамещения.
К таким документам можно отнести правительственный законопроект «О промышленной политике в Российской Федерации», который призван регламентировать отношения, возникающие между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти при формировании и реализации промышленной политики.
Документ предусматривает субсидии, займы производителям в реальном секторе, а также вводит такие новые нормы как контракт между государством и инвестором, гарантии приобретения и сбыта промышленной продукции.
На поддержку отечественных сельхозпроизводителей направлен законопроект, который позволит увеличить число участников агрострахования. В эту сессию ожидается его принятие во втором чтении. Проект закона предполагает наступление страхового случая при потере 25, а не 30 процентов урожая, как сейчас.
Страхование очень важно для сельскохозяйственной отрасли в связи с серьезной зависимостью ее от природно-климатических условий. В этом году государство выделило 6 миллиардов рублей на страховые компенсации аграриям.
Предстоит также принять законы о субсидировании до трети средств на приобретение техники и оборудования для сельхозпроизводства. Кроме этого, будет рассмотрен вопрос о том, чтобы установить для сельхозпроизводителя в ряде государственных банков фиксированную ставку кредитования.
Особое внимание будет уделяться законопроектам, направленным на обеспечение дальнейшей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в российскую правовую систему.
В первом чтении уже принят законопроект об особенностях применения трудового законодательства на территории Крыма и Севастополя. На сегодняшний день существует расхождение правовых норм, что может ухудшить положение граждан, возможность получения ими гарантий и компенсаций в порядке, установленным трудовым законодательством РФ.
Депутаты также обсудят пакет законопроектов об изменении формата действующих в России особых экономических зон. Предлагается изменить принципы их разделения: появятся федеральные и региональные особые экономические зоны, которые будут по-разному формироваться и иметь разные льготы. Региональные будут создаваться законами субъектов Федерации, финансироваться из регионального бюджета и других источников, в том числе субсидий из федерального бюджета.
Здесь важно отметить, что у регионов появится возможность самостоятельно создавать подобные зоны. Сегодня это исключительное право Российской Федерации.
Серьезные изменения ждут «Почту России», в случае принятия проекта федерального закона «Об особенностях реорганизации ФГУП «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», появится возможность ее акционирования. А это позволит создать условия для эффективной деятельности предприятия, осуществить модернизацию объектов почтовой связи и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, тем самым повысить его конкурентоспособность и усилить инвестиционную привлекательность.
На первом пленарном заседании, 16 сентября, в первом чтении был принят проект федерального закона, который вносит изменения в Жилищный кодекс и другие законодательные акты Российской Федерации. Документ направлен на решение серьезных проблем, которые сегодня мешают нормально функционировать жилищно-коммунальному комплексу, на повышение взаимной ответственности всех участников отношений в сфере ЖКХ.
Так, например, сейчас собственники имеют широкие полномочия по управлению многоквартирным домом. При этом существует проблема проведения общих собраний. Собственники не всегда достаточно инициативны, и бывает очень сложно провести собрание в очной форме, когда необходимо присутствие на нем жильцов, обладающих более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников.
Поэтому вносятся изменения, которые позволят в очной форме формировать повестку дня и решения, а потом в заочной форме проводить голосование с подтверждением личной подписи собственника. Это, как мы надеемся, поможет проводить общие собрания и решит проблему фальсификации протоколов.
Вторая проблема связана с качеством услуг. Для ее решения вводятся штрафы для исполнителей коммунальных услуг в пользу потребителей за предоставление сервиса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Для повышения платежной дисциплины собственников, несвоевременно оплачивающих жилые помещения и коммунальные услуги, предусматривается повышение размера пени, которые граждане обязаны будут выплачивать до момента оплаты задолженности.
Ресурсоснабжающие организации по этому законопроекту становятся организациями, которые предоставляют коммунальные услуги (раньше это была обязанность управляющих организаций), и после вступления закона в силу они станут напрямую получать платежи за коммунальные услуги. Управляющие организации перейдут в разряд представителей собственника перед ресурсоснабжающей организацией.
Также ужесточается ответственность ресурсоснабжающих и управляющих организаций за неправильно начисленные платежи перед собственниками в виде уплаты неустоек.
Законопроект поможет улучшить финансово-экономическое состояние отрасли ЖКХ, которая сегодня насчитывает 650 - 700 млрд рублей неплатежей и имеет большую просроченную задолженность. Причем примерно половина от этих неплатежей – долги управляющих организаций и собственников за жилищно-коммунальные услуги.
Еще один важный проект закона был рассмотрен в первом чтении. Это правительственный законопроект, направленный на сбалансированность региональных бюджетов. Цель документа – совершенствование правил дифференциации степени бюджетной самостоятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Также на одном из первых заседаний Госдума отменила административный арест для неплательщиков штрафов за нарушения правил дорожного движения, зафиксированных камерами слежения. Соответствующая поправка была одобрена при возврате к обсуждению во втором чтении проекта закона, уточняющего контрольные полномочия гос- и муниципальных органов.
Это связано с тем, что многие граждане не получают вовремя уведомления о штрафах.
В целом, повестка очень разнообразная, и в течение сессии будет дополняться новыми законопроектами по мере их поступления.
Впереди у депутатского корпуса немало дел и ответственных решений. Свою основную задачу мы видим в том, чтобы работать максимально конструктивно и результативно.