В младшем дошкольном возрасте развитие речи происходит особенно быстро. Пополняется словарный запас, улучшается произношение, более развернутыми становятся фразы.
Но не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже в два года говорят чисто и правильно, другие неправильно произносят многие звуки. Бывает, что и совсем не разговаривают.
Большинство двух-, трехлетних малышей все-таки имеют нечеткое звуковое произношение. Самые распространенные ошибки: пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: «яка» вместо яблоко), неправильное ударение и прочее.
Нестабилен еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно если не уверены в правильности произношения), другие форсируют голос, кричат.
Чтобы исправить все эти недостатки в речи и помочь ребенку научиться говорить красиво и правильно, каждый родитель может поиграть со своим малышом в простые игры. Ведь не секрет, что именно в игре ребенок развивается и обучается лучше и быстрее. Кроме того, для таких речевых игр не потребуется сложного оборудования и специальных знаний. Проводить их можно ежедневно дома.
Так, игра «чудесный мешочек» остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка – всегда сюрприз. Конечно, задание для старших усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек...). Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки.
Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну и громко назвать. Нужно добиваться, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.
Затем можно поиграть в игру «Кто спрятался?» Она развивает внимание и память малыша. На стол в ряд ставятся несколько игрушек из «Волшебного мешочка» (начинаем с трех штук, постепенно увеличиваем количество). Взрослый просит назвать каждый предмет и запомнить все. Затем просим малыша отвернуться или закрыть глаза и убираем один предмет. Ребенок должен угадать, какая игрушка спряталась. Потом задание усложняем. Уже не прячем игрушку, а просто меняем предметы местами. Ребенок должен объяснить, что изменилось.
Татьяна Съемщикова
учитель-логопед высшей категории
МАДОУ КВ "Детский сад №8"