Пока мы отдыхали , наши курорты, особенно горнолыжные, работали фактически на пике своей годовой активности. Красная Поляна отметилась открытием казино в курорте «Горки-город». Событие было и ожидаемым, и не лишенным долгой театральной интриги. В «Инстаграмме» и «Фэйсбуке» вспыхивали роскошные фотографии роскошных юных особ на фоне хрустальных люстр и сверкающих игровых автоматов и столов.
Администрации Сочи и края также бодро и празднично отрапортовали о продолжающемся росте потока туристов и о непрерывно растущей популярности сочинского и краснополянского направлений (цифры статистики в 7-8% роста выглядят очень весомо).
При этом в Сети разворачивается нешуточная дискуссия о «провальном» (да-да, именно это слово!) сезоне в Красной Поляне! В качестве доводов приводятся традиционные: падение доходов, дорогие ски-пассы, завышенные цены на номера и т.п. Но появляются и новые аргументы, даже психологического (!) свойства – Красную Поляну обвиняют в создании имиджа элитарного курорта, недоступного средней категории туристов!
Плюсом к этому во весь рост неподалеку встает Архыз, год за годом улучшающий трассы и сервис. Где-то в отдалении подает слабеющий голос горный курорт Домбай, такой до боли знакомый, обладающий роскошнейшими природными условиями и пейзажами, но так и не справившийся с «одичалостью» сервиса за всю последнюю декаду. Но и туда люди едут – за той самой дикой природой и невысоким (!) бюджетом катания!
Нельзя сбрасывать со счетов и Европу – мои друзья, вернувшиеся на днях из итальянских Альп, в один голос твердили, что уже несколько лет не видели такого количества русских: самолеты битком, рестораны битком, склоны тоже заполнены людьми с ярко выраженной пунцовостью щек.
В общем, напрашивается вывод о необходимости в смене парадигмы: апелляция к олимпийскому наследию, национальной гордости, транспортной доступности и прочим высоким мотивам должна подкрепляться чем-то более земным и понятным.
Об этом же беспокоится и сегмент летнего отдыха – если 2016 год проскочил с песнями и плясками и великолепной наполняемостью номерного фонда, но. Доходы граждан не растут, турции открываются (и египты тоже явственно мерещатся на горизонте), конкуренция (даже внутренняя) усиливается – судя по всему, и летний сезон будет очень и очень непростым для туристического бизнеса нашего края.
Денег нет, но мы по-прежнему настроены держаться. Этот знаменитый «мем» опять пришелся кстати.
Валерий Неженец, предприниматель, обозреватель «ДГ»
"Деловая газета. Юг" - новости Краснодара, Краснодарского края, бизнес, финансы, общество, политика, новости предприятий