ЖИВЫЕ ТЕЛА. Рецензия на поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души»





«Мертвые души» — одна из самых серьезных загадок всемирной литературы. Это не только поэма, похожая на сатирический роман. Это книга об аде, написанная гением в лихорадочном состоянии.

Автор смешит и пугает одновременно, многозначительно подмигивая: не бойтесь, я знаю дверь, через которую мы вместе выйдем на свет, покинем пределы зла! Когда дверь оказалась прочно закрытой или вовсе не обнаружилась, Гоголь скончался в возрасте сорока двух лет. Умер так целеустремленно, отметая все варианты выздоровления, что закономерна мысль о кончине проводника в рай, потерявшего дорогу. Нас Гоголь оставил с восхитительно смешным повествованием, которое для самого автора было сообщением о Страшном суде. Он оставил нас в веселом аду, героически погибнув при восхождении к вершинам добра и света.


При этом у читателя есть возможность оценить «Мертвые души» как художественное пособие по организации эффективного бизнеса. Предприимчивый Чичиков, мастер создания «левых» финансовых схем, приехал в один из губернских городов с четко поставленной задачей. Надо за копейки скупить у местных помещиков имена скончавшихся крестьян, еще не вычеркнутые малоподвижной бюрократией из официальных списков, и сыграть с обществом и банками в рискованную игру, которая должна принести статус богатого помещика и вполне реальные деньги.


Гоголь подсказывает нам: если чиновник, помещик или прохиндей без определенного места пытается заниматься дурным предпринимательством, он находится под властью сатаны. Может, как губернатор, толково вышивать по тюлю, или, как полицмейстер, считаться «отцом и благотворителем», бравируя своей «совершенной народностью»… Если врешь на своем служебном месте, жиреешь за государственный счет и пользуешься лазейками для неправедного обогащения, ад — твое место. Не спасут ни добрый нрав, ни вежливое общение с коллегами, ни чадолюбие.


Что для Гоголя литература и искусство в целом? Мастер-класс юмора, приятный отдых от житейских забот или убийство времени с помощью правильно сложенных слов? Нет, художник должен избавлять человека от низменных чувств, показывать возможность спасения от многочисленных грехов, призывать к бессмертию. Примеры, конечно, есть: христианин Данте с его «Божественной Комедией», язычник Гомер с «Илиадой» и «Одиссеей». Из наших — Александр Иванов, много лет самозабвенно работавший над «Явлением Христа народу». Искусство для Гоголя — религия в образах и красках!


Каковы особенности таланта? Гоголь хищным взглядом взрывает повседневность и предъявляет своим читателям мелочность и пошлость, обыденный демонизм в целом нормального человека, давно прокисшего без значительных целей и серьезных чувств. Житейское болото (кому не знакомы его океанские объемы?) наполняется смехом, лица обитателей оказываются уморительными рожами. Пороки человеческие, наша готовность к какому-то привычному идиотизму сразу подхватываются писателем, доводятся до абсурда, превращаясь в знаки страшно смешной жизни. Это смешное действительно может быть страшным, и часто звучат слова о тяжком и опасном смехе Гоголя. «В творчестве его есть человекоубийство», — писал философ Бердяев. А философ Розанов уверял, что «Мертвые души» — не только название поэмы, а признание Гоголя в своем главном пороке, в неумении чувствовать и изображать сердечного человека.


Твой талант — смешить, а сокровенное желание — спасать. Что делать Гоголю? Рискнуть! Взять низкий сюжет о бывшем таможеннике, решившем превратиться в серьезного помещика, и сделать из смешного нечто великое. То, что переправит смеющегося читателя в высокие области духовных истин. Примером будет средневековая «Божественная Комедия». Сначала – «Ад»: именно его («Мертвые души, том первый») мы изучаем в школе. Потом — «Чистилище»: от него, сожженного Гоголем, чудом сохранились отдельные страницы. Наконец — «Рай»: не получилось, совсем ничего не написалось.


Что за герой, которому предназначено из бездны подняться на Небо? Вот он – Чичиков! Не толстый, не тонкий, знающий «великую тайну нравиться», тщательно следящий за своим драгоценным здоровьем и заботливо размышляющий об еще не рожденном потомстве. Чичиков – сумевший услышать слова отца об угождении учителям и начальникам, о сбережении копейки. Он – тот, кто научился быть скупым и аскетичным, жить без товарищей и любви, лицемерить и переступать через заповеди ради… Ради, собственно, чего? Гоголь не перестает быть реалистом: «Ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками, экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды – вот что беспрерывно носилось в голове его». Пошлость Чичикова – вариант нормы: гоголевской эпохи, нашего времени…


Словно два Павла Ивановича Чичикова сидят в сознании Гоголя. Нам известен один – мелкий преступник с хорошим знанием психологии. Но Гоголь постоянно держит в уме другого Чичикова, который больше похож на апостола Павла, чем на бывшего коллежского советника. Апостол Павел был гонителем Христа, потом — после свершившегося чуда — стал самым нужным его учеником. Так и Павел Иванович преобразится весь, раскается в грехах своих и понесет по русской дороге слово правды. Монахом, может, станет. И чем хуже он в первом томе, тем радостнее будет его образ в томе третьем! Гоголь с удовольствием передает слухи, сковавшие губернский город: Чичиков — ревизор… Нет, переодетый Наполеон… Хуже, он — антихрист!


Гоголь предвкушает преображение, ради которого и был задуман роман-поэма. Но пока до него далеко. И талант направляет свое действие в области, находящиеся под его контролем. Встречи Чичикова с помещиками — бенефис ироничного психолога, способного представить «тип» в исчерпывающих деталях. «Сахарный» Манилов — пустой восторг по поводу прекрасного мероприятия, которое никогда не произойдет, потому что скоро нагрянет новый восторг, следовательно, засияет мечта о новом несбыточном деле. Будь то подземный ход или мост каменный для совместного распития чая… И книга, раскрытая всегда на четырнадцатой странице. Манилов, этот сентиментальный «тормоз», ежедневно празднует «именины сердца» и целует так крепко, так искренне, что у жертвы до вечера болят передние зубы.


«Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться?... Может, ты привык, чтобы кто-нибудь почесал на ночь пятки? Покойник мой без этого никак не засыпал», — подает голос Коробочка, разложившая душу на продуктово-вещевые части с такой же основательностью, с какой надела свой чепец на чучело, отпугивающее птиц в огороде. Следом появляется «исторический человек» Ноздрев: это крайне опасная и во все времена встречающаяся скотина, способная подставить, оболгать и довести до смертельной истории любого праведника. Скандал – единственно интересная форма существования для того, кого «неоднократно поколачивали сапогами». Рядом Собакевич, похожий на «средней величины медведя». Ноздрев — «человек-дрянь», Собакевич — кулак, «которому не разогнуться в ладонь»: только осуждать ближних, только переваривать бараний бок с «иными возбуждающими благодатями», только захватить монету, расхваливая человеческие качества мертвых крестьян. Завершает парад Плюшкин — прогнавший и проклявший детей, сам для себя ставший могилой, где надежно хранятся ржавеющие монеты и гниющие куски пищевого старья. Этот кислый самоубийца вызывает у Гоголя максимальное презрение.


…И трепетную надежду: Плюшкин изменится и станет добрым странником, Чичиков из антихриста превратится в полезного христианина, мертвые души окажутся воскресшими! Ад — не навсегда! Гоголь подгоняет себя и героев: скорее, скорее надо превращаться! Чтобы не воплотилась в жизнь «Повесть о капитане Копейкине», рассказанная перепуганным почтмейстером: пришел служивый с войны без руки и ноги, хотел получить законную помощь от больших начальников, а его просто послали – сначала вежливо, потом грубо. Пришлось Копейкину в леса подаваться, шайку сколачивать, а потом и революцию делать…


Должна помочь Русь. Гоголь хорошо знает, что именно здесь сочетаются ничтожность житейского факта и величие воскрешающего чувства. Гоголь верит: русская дорога столь значима для судеб мира, а бег коней здесь так быстр, что не может просто обойтись, забыться, кончиться как бы ничем. Или Христос здесь воцарится во всей силе и славе, или — наоборот. Или — или.


Но вот беда – у человека есть тело. Его цели, мотивы и желания заполняют собой «Мертвые души», делают ад поэмы понятным и переносимым. «Будьте живыми душами, а не мертвыми!» — взывает Гоголь к своим персонажам. А те отвечают: «Да мы и так ничего… Дышим — значит, души. Любим покушать и посплетничать, меткое слово сказать умеем…». «Нет, не то, другое… Жизнь не в этом!» — горячится Николай Васильевич. Герои не уступают: «А что! Мы — живые тела. Знаешь, что это? О еде думать постоянно, вкушать — как священнодействовать. Сравнивать лицо хорошенькой девушки со «свеженьким яичком», женскую физиономию — с «длинным огурцом», мужскую — с «молдаванской тыквой». Твои это слова, писатель. Мастер ты аппетитно описывать грибки, пирожки, шанежки, блины, лепешки, белугу, икру паюсную, копченые языки, котлетки с трюфелями. А главное – вкусно изображать чувства, которые испытывает человек, поедая все это». «Это частность! Главное – борьба с адом и движение в рай!» — обороняется Гоголь. Но и персонажи сильны в аргументах: «Это все ты, Николай Васильевич, придумал: ад, рай, Данте… Сладкий послеобеденный сон — твой Вергилий. Большая галушка в сметане — вот твоя Беатриче. Думаешь, ты с мертвыми душами боролся? Нет, ты хорошо научился писать о живых телах. О таких, как мы. Да и сам ты, Гоголь, живое тело. Как каждый человек, который хочет есть, пить, пребывать в достатке…».


Думаю, что в депрессии, растянувшейся на многие годы, Гоголь слышал подобные аргументы. Не сумев достичь рая в границах «Мертвых душ», Гоголь написал «Выбранные места из переписки с друзьями» — публицистическую проповедь о том, как победить грех, как направиться в сторону спасения. В этой книге слишком много крика и страха, чтобы всем нам просто обрадоваться гоголевской победе. Но не скрою: многие считают, что именно «Выбранные места…» — истинное завершение «Мертвых душ», торжество духа над иронией, доступный нам рай. Проверьте сами.

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Мать Гоголя слыла первой красавицей Полтавщины, была выдана замуж в 14 лет за отца писателя, вдвое ее старше. Считается, что именно мать способствовала развитию у Николая Гоголя религиозно-мистических чувств.  Собственную семью Гоголь так и не завел. Правда, весной 1850 года Николай Васильевич делал предложение (первое и последнее) А. М. Виельгорской, но получил отказ.  Источником сюжета пьесы «Ревизор» был реальный случай в одном из городов Новгородской губернии, о котором Николаю Васильевичу рассказал Пушкин. Он же предложил ему сюжет «Мертвых душ».  По слухам, Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков — козье молоко, которое он варил с ромом. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!».  Что произошло незадолго до смерти 12 февраля 1852 года (а умер писатель 21 февраля), до сих пор никто не знает. Биографы говорят, что до трех ночи Гоголь истово молился, после чего сжег содержимое своего портфеля (второй том «Мертвых душ»), а потом рыдал до утра в своей постели.  В своем завещании автор «Мертвых душ» предупреждал, чтобы тело его погребли только в случае явных признаков разложения. Это стало затем причиной предположения, что в действительности писателя похоронили в состоянии летаргического сна. При перезахоронении в 1931 году в его гробу обнаружили скелет с повернутым набок черепом, а обивка гроба была повреждена. 

ПОСТАНОВКИ

Поэму полюбили режиссеры. Ее ставили во МХАТе, в театре им. Станиславского,   «Ленкоме», «Современнике». Кстати, Краснодарский музыкальный театр от них не отстает — у нас есть лайт-опера «Гоголь. Чичиков. Души». В этом году она претендовала на высшую российскую театральную награду «Золотая маска» в трех номинациях.  

 

ИЗВЕСТНЫЕ ЦИТАТЫ

— Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа.
— Страх прилипчивее чумы. 
— Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!
— Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.
— Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь.
— Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.
— Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины.
— Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит.
— Иной раз, право, мне кажется, что будто русский человек — какой-то пропащий человек. Нет силы воли, нет отваги на постоянство. Хочешь все сделать — и ничего не можешь. Все думаешь — с завтрашнего дни начнешь новую жизнь, с завтрашнего дни сядешь на диету — ничуть не бывало: к вечеру того же дни так объешься, что только хлопаешь глазами и язык не ворочается; как сова сидишь, глядя на всех, — право, и этак все.

 

Алексей ТАТАРИНОВ

 

 
По теме
Фото rsute.ru Последняя декада марта может стать особенно благоприятным периодом для некоторых знаков зодиака, подарив им энергию, успех и позитивные перемены.
День порадует неожиданными приятными открытиями, удивительными совпадениями, которые помогут найти ответы на важные вопросы, определиться с планами.
Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет - Газета Трибуна Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет Глава и председатель Совета Первореченского сельского поселения выступила с докладом перед депутатами и жителями села.
Газета Трибуна
Форум прошел с пользой - Газета Заря Кубани Сегодня программа Всекубанского форума приемных семей в Сочи была насыщенной.
Газета Заря Кубани
История моей семьи - Газета Трибуна История моей семьи В Год семьи, объявленный Владимиром Путиным, президентом России, еще раз осознаешь ценность сохранения исторической памяти о своих предках, родных и близких людях.
Газета Трибуна