Мастер офорта. За что художница Устрицкая любит старую технику гравюры

Фото: images.aif.ru
Работы Надежды Устрицкой можно увидеть в Краснодарском выставочном зале изобразительных искусств, где до 17 июля проходит выставка художественно-графического факультета КубГУ «Краски Кубани», посвященная 80-летию образования Краснодарского края. Надежда Устрицкая шутит, что начала создавать свои работы еще  в три года. Она рисовала на стенах дефицитными шоколадными конфетами и однажды даже превратила в холст мамин паспорт, который после этого пришлось менять. В итоге девочку отдали в художественную школу, ставшую для нее  любимым местом. Родители даже использовали эту страсть дочери в воспитательных целях. Если она получала плохую оценку в обычной школе, то ее  лишали художки в качестве наказания. Потом Надежда записалась в секцию горного туризма, что предопределило тему ее  первых выставочных работ. В то время она создавала их традиционным способом, но после поступления на художественно-графический факультет Кубанского госуниверситета и близкого знакомства с офортом ее  творческая жизнь изменилась навсегда. Эта техника пленила художницу с первой гравюры.

Тиражная графика с сюрпризом

«Офорт существует еще  со времен Дюрера и Рембрандта, - рассказывает Надежда Устрицкая. - Это одна из разновидностей гравюры, позволяющая получать оттиски с печатных форм. Процесс создания таких работ сложен и трудоемок, поэтому случайные люди не задерживаются. Здесь требуется больше рассудительности и взвешенности, чем в живописи. Надо же сначала хорошо подумать, чтобы просто не испортить кусок металла, с которого делается оттиск. Хотя офорт - это тиражная графика, каждая новая копия чем-то отличается от предыдущей. Благодаря элементу случайности и непредсказуемости при создании каждого оттиска замирает сердце. Все  это дает мне ощущение радости и какого-то чуда».

Хотя офорт - это тиражная графика, каждая новая копия чем-то отличается от предыдущей.  Фото: Из личного архива/ Надежда Устрицкая

Про это направление изобразительного искусства художница может рассказывать очень долго и только манер офорта навскидку называет штук двадцать. Они отличаются способами создания печатных форм, нанесения красок и соответственно конечным результатом.

Плата за свободу. Михаил Смаглюк о том, что для художника самое главное

Помимо специфических технических познаний, этот вид гравюры требует от художника еще  и серьезных денежных вложений. Цена хорошего офортного станка начинается с десятков тысяч рублей. Учитывая все  это, неудивительно, что офортистов в Краснодаре можно пересчитать по пальцам. А значит, и конкуренция намного ниже, чем у тех же живописцев. Это тоже можно назвать одним из преимуществ офорта. Хотя в любом случае востребованность художника, в первую очередь, зависит не от выбранного им направления в искусстве, а от самого творчества, что доказывает и пример Надежды Устрицкой.

Певец краснодарских трущоб

В студенческие годы ее  часто называли певцом краснодарских трущоб. Такое прозвище Надежда Устрицкая получила за то, что очень любила делать рисунки старых улочек, закоулков и двориков своего родного города. Страсть к этим образам она пронесла сквозь годы и даже сама не заметила, как стала настоящей хранительницей исторического облика кубанской столицы. А помог ей в этом, как ни странно, озвученный в свое  время властями план по сносу значительной части Краснодара. Сегодня бы это называли модным словом «реновация».

«Я пришла в ужас, когда в середине двухтысячных годов было решено приватизировать и перестроить исторический центр, - продолжает Надежда Устрицкая. - Я посмотрела этот план и стала бегать фотографировать все старые здания. Я очень-очень беспокоилась. Но благодаря этому у меня сложился целый архив со снимками старого Краснодара. Многие строения, которые я тогда запечатлела, уже действительно исчезли с карты города».

Художница проиллюстрировала роман Виктора Лихоносова  «Наш маленький Париж».  Фото: Из личного архива/ Надежда Устрицкая

Краснодарская тема очень долго была основной в ее  творчестве, но с годами улицы и дома в сердце художницы понемногу теснились другими образами. Интересно то, как на это влияли жизненные обстоятельства. 

«В 90-е годы было нереально заниматься графикой, приходилось просто выживать, - признается Надежда Устрицкая. - Нашей молодой семье с двумя детьми нужно было как-то зарабатывать, добывать жилье. А когда в начале двухтысячных вернулась в профессию, то первую свою серию после долгого перерыва посвятила растительному миру. Так получилось, потому что в том году было настоящее засилье улиток. Они поедали мой сад, и другой человек просто бы начал их обрызгивать химикатами, а меня это очень вдохновило. По сути дела я и сейчас продолжаю эту серию, но уже на новом этапе».

Точное количество своих работ она не знает, потому что сосчитать очень сложно. Иногда художница возвращается к старым печатным формам, что-то переделывает, и в результате получаются практически новые гравюры. Техника офорта дает очень широкие возможности в этом плане.

И конечно, Надежда Устрицкая  старается регулярно выставлять свое  творчество на суд публики. Сейчас Надежда Устрицкая готовится к очередной персональной выставке, которая пройдет осенью в музее Коваленко. Там она представит полсотни совершенно новых гравюр, объединенных экологической темой. 

Графический обмен

Современный передвижник. Зачем кубанский художник дает мастер-классы в селе

Надежда Устрицкая не просто творит сама, но и активно передает свои   познания в изобразительном искусстве другим людям. Уже много лет она учит студентов в стенах своей альма-матер, где работает доцентом на кафедре графики. Кстати, с этим связана интересная история, наглядно иллюстрирующая степень ее  любви к графике и родному университету. После окончания вуза в 1984 году художницу  направили по распределению в одно конструкторское бюро. Должности дизайнера тогда не было, и молодую специалистку оформили на ставку инженера. Эта работа считалась довольно высокооплачиваемой, но там художнице было очень скучно, и даже деньги не утешали. Поэтому когда через год ее  позвали на более низкую ставку лаборанта в университет, то она без раздумий уволилась из своего КБ.

«Я ни  разу не пожалела о том, что сделала такой выбор, - признается Надежда Устрицкая. - Часто приходится слышать, что студенты стали равнодушными и тому подобное. Но, по крайней мере, к художникам это точно не относится. Студенты у нас замечательные, активные и очень заинтересованные. Когда мы начинаем какой-нибудь новый проект, то приходится даже проводить конкурсы, потому что слишком много желающих поучаствовать. Также многие сами что-то организовывают, переписываются с зарубежными студентами. Конечно, я очень этому рада». 

Любовь к графике Устрицкая привила многим молодым художникам. И даже выпускники прошлых лет могут прийти к ней за знаниями в мастерскую университета. По словам художницы, они с коллегами никого не гонят.

На выставке работ российских и мексиканских авторов «Книга художника. От эстампа до арт-объекта».  Фото: Из личного архива/ Надежда Устрицкая

Также широкие возможности в плане передачи опыта и знаний Устрицкой  дает Международная школа графики, в создании которой она участвовала. В ее  рамках организуются различные конференции, симпозиумы, коллоквиумы, курсы и другие мероприятия, многие из которых проводятся посредством интернета. А еще  эта школа позволяет художникам из разных стран реализовывать совместные проекты. Например, в прошлом году был проведен так называемый графический обмен между студентами из России, Мексики и Австралии. Они поделились друг с другом своими работами, которые потом вместе сравнивали, обсуждали и анализировали. В рамках этого обмена была проведена и выставка в одной из галерей Краснодара.

 
По теме
 
© Фото с сайта facebook.com/artgroupzip - Yuga.Ru Краснодарская арт-группировка ЗИП 18 сентября установила арт-объект на крыше отеля в Австрии Фигура, которую изобразили участники арт-группировки, является отсылкой к народному герою Югославии Степану Филиповичу.
20.09.2018
 
В Краснодаре прошел литературно-музыкальный фестиваль к 100-летию со дня рождения писателя и поэта Мариам Ибрагимовой - Министерство Культуры Мероприятие «У реки два берега» было организовано представительством Республики Дагестан при поддержке министерства культуры Краснодарского края в Центральном концертном зале.
20.09.2018
Прокуратурой Кущевского района направлено в суд уголовное дело в отношении 42-летнего жителя станицы.
20.09.2018 Прокуратура
Место происшествия Фото: Кубанские новости Место происшествия Фото: Кубанские новости Место происшествия Фото: Кубанские новости Авария произошла ночью 19 сентября в Комсомольском микрорайоне.
20.09.2018 Кубанские Новости
В поисках своего генеалогического древа - Армавирский Собеседник Тысячи людей сегодня стараются восстановить свои родословные, историю своей семьи, биографии предков Генеалогические исследования ныне очень актуальны.
20.09.2018 Армавирский Собеседник
Евгений Дятлов Фото: Юрий Ходзицкий В эксклюзивном интервью известный российский актер рассказал о новой роли в кино, ради которой пришлось отрастить усы, о киносъемках с дочерью и о мистике в своей жизни.
19.09.2018 Кубанские Новости
Эта выставка будет обогащать духовный мир, повышать культурный уровень и воспитывать в молодом поколении любовь к прекрасному В Картинной галерее им.
20.09.2018 Армавирский Собеседник
Необычную экскурсию для своих читателей провели сотрудники библиотеки Юные читатели школы информационной культуры «Одуванчик» ЦДБ им.
20.09.2018 Армавирский Собеседник
Испания деклассировала Хорватию - Независимая спортивная газета Н а старте нового официального турнира для европейских сборных некоторые результаты матчей озадачили.
20.09.2018 Независимая спортивная газета
П лей-офф стартовал стремительно. В течение недели состоялись одноматчевые четвертьфинальные противостояния и началась полуфинальная стадия, которую клубы проводят как дома, так и на выезде.
20.09.2018 Независимая спортивная газета
Спортивные выходные Минувшие выходные выдались для динского района очень даже спортивными.
19.09.2018 Газета Трибуна
К омментарий относительно крупного выездного успеха «горожан» в матче 7-го тура РПЛ с «Анжи» (4:0) корреспондент «Независимой спортивной газеты» взял у бывшего нападающего ворошиловградской «Зари», ростовского СКА,
20.09.2018 Независимая спортивная газета