Обучение в семье: в стороне от школьных правил

Фото: www.ki-gazeta.ru
«Пока российские учителя усердно составляют программы и пишут к ним методические пособия, в мире становится все больше поклонников семейного обучения и его крайней формы - анскулинга. Характерно ли это явление для Краснодара? »

В школу не пойдем

Традиционно к семи годам ребенок созревает пойти в школу. В ожидании своей первой учительницы и первого класса он старательно выводит в тетради закорючки, осваивает азбуку и учится сидеть за столом «как школьник». Однако не все родители готовы запустить своих любимцев в школьную систему, понимая, что их беззаботному детству придет конец, что надо будет следовать нормам, выполнять программы и, вообще, надев форму, стать как все.

- Расскажи мне про вашу школу, - попросила меня соседка по дому, когда перед ней встал выбор учебного заведения для старшей дочки. - Учитель наказывает детей? А может ли ученик ходить по классу? А поесть, если захочется? А на физкультуре они состязаются, кто лучший?

Вопросы сыпались как из рога изобилия, и, отвечая на них, я понимала, что у соседки сложности: ни старшая, ни младшая дочка в сад не ходили, с другими детьми играли исключительно во дворе, и игры при этом выбирались без каких-либо сравнительных вариантов. Ее воспитание вообще отличалось от общего в принципе: не делая прививки, она позволяла детям надевать одежду, которую они хотят, вне зависимости от времени года. Никогда не ругала и не одергивала их, как бы они ни капризничали. При этом дни рождения, на которые она приглашала соседских детей-ровесников, всегда были удивительными: полными творческих заданий и игр.

- Мы, наверное, в школу не пойдем, - завершая наш разговор, сообщила она. - Будем на домашнем обучении (анскулинг). Я все равно не работаю, и программу начальных классов помогу им освоить без каких-либо рамок и принуждений.

В школу все-таки ее дети пошли, с портфелями и бантами. Но, наблюдая, как ее дочки гуляют в пригожий денек, когда остальные дети учатся в школе, понимаю: на занятиях они появляются только на время аттестации. Сказать, что по прошествии почти трех лет они чем-то отличаются от остальных? Наверное, не скажешь.

Фантастическая реальность

«В чем нуждается ребенок? Не в новых улучшенных учебных планах, а в доступе к настоящему живому миру; в большом количестве времени и пространства, чтобы осмыслить собственный опыт, чтобы фантазировать и играть, наделяя этот опыт тем или иным значением; в добром совете, в картах и путеводителях, чтобы легче добраться туда, куда он хочет (а не туда, куда он, по нашему мнению, должен идти), и отыскать то, что он хочет», - пишет в своей основополагающей книге об обучении Джон Холт, американский педагог, критик и реформатор школьной системы, основатель возникшего в 70-х годах движения анскулинг.

Занимаясь проблемой адаптации ребенка к школьной среде и к системе образования, он понял, что все дети разные, осваивают программы неодинаково, а система слишком инертна и жестка, чтобы быть гуманной к каждому ребенку. Холт стал не только идеологом домашнего обучения, но и защитником ребенка как личности.

Анскулинг - разработанная им взамен школьной система, она направлена на индивидуальное обучение в свободной форме.

Учебным классом в ней становится весь мир, акцент переходит с учебного плана на интересы, стремления, мотивацию, цели ученика. Считается, что такое обучение происходит за счет врожденных инстинктов человека учиться, его любопытства, желания чувствовать себя компетентным, быть целостной личностью и даже просто желанием развлечься. А потому никаких программ в ней нет. Родителям необходимо улавливать, чем интересуется сейчас его ребенок, и как можно больше общаться с ним на эти темы. Ребенок же может для обучения пользоваться любой учебной литературой, обучающими роликами, интернетом. Фантастично, скажете?

Тем не менее проведенные исследования ученых зарубежных стран, а в США и Великобритании такая система образования очень распространена, показали, что академические достижения детей, обучаемых в семье, в среднем на 20-30 пунктов выше, чем у тех, кто посещает школу. Причем этот показатель не зависит ни от уровня государственного контроля над обучением, ни от уровня образования или педагогической подготовки самих родителей.

Пробовали - знаем

Гоша, ученик одной из краснодарских школ, отличник. Но когда во время прогулки он сорвался с турника и получил компрессионный перелом позвоночника, на долгое время об учебе ему пришлось забыть, задачи стояли иные. И после нескорой выписки из больницы речи о посещении школы быть не могло, поскольку мальчику сидеть было нельзя - лишь лежать или недолго стоять.

Однако Гоша позиций отличника не сдал. Стал заниматься сам, лежа, по собственной системе. По словам родителей, учителя из школы к нему приходили, но нечасто и недолго. Вскоре мальчик от их визитов вообще отказался, а в конце года прекрасно сдал экзамены и прошел аттестацию по всем предметам. Более того, в образовавшееся свободное время он освоил инструменты интернет-маркетинга - создание и запуск рекламных компаний в поисковых системах, и, работая в Яндекс-директе, стал приносить в семью деньги, чем немало удивил родителей. Они считали его в принципе не слишком инициативным ребенком, без ярко выраженных устремлений.

Сейчас он ходит в школу по собственному желанию, хотя родители, увидев результат домашнего образования, не слишком и настаивали. И даже наконец обрел друзей. Вынужденная изоляция помогла пересмотреть отношения. А родители с гордостью говорят, что к занятиям ребенка вообще никакого отношения не имеют, он все учит сам.

Не такой, как все

С моей дочкой в английской школе, обучающей по уникальной методике раннего развития, занималась девочка, которую все ненавидели. Она была упитанным жизнерадостным ребенком, не утратившим детской непосредственности. Находясь на домашнем обучении, весь недостаток общения с ровесниками она выливала на своих «английских» одногруппников, которые, в свою очередь, этому были совсем не рады.

Девочка совершенно не знала общепринятых норм поведения, буквально силой отбирала учебные пособия, толкалась всем весом, сбивая более хрупких учеников на пол, и подсовывала ноги с грязными носками прямо под нос учителю. Слезы одногруппников выливались в конфликт между родителями. Девочку обещали «научить» правильно себя вести каждый раз после чьих-то заплаканных глаз. Мама ребенка встречала ее сразу возле дверей класса, своим телом загораживая от гневных взглядов и более действенных порывов родителей пострадавших детей.

В том, что в будущем человек с таким воспитанием «урвет» себе в жизни все, никто не сомневался. Но будет ли она этим счастлива, вопросом никто не задавался, добрых эмоций к ней никто не испытывал.

А что у нас?

В России, в отличие от Германии или Швеции, по закону право выбирать форму обучения для детей принадлежит родителям. А спектр выбора очень широк: от полностью свободного от программ и алгоритмов анскулинга до системного домашнего обучения, от обучения только в рамках отдельной семьи до обучения в различных семейных сообществах, близких по подходам и ценностям. Другое дело, что это право иногда сложно реализовать на практике, ведь встречаются семьи с разными непредвиденными трудностями.

- Семейная форма обучения предоставляется по заявлению родителей, и ее принципиальное отличие от домашней - именно родители несут ответственность за обучение своего ребенка, - рассказывает заместитель директора департамента образования Наталья Полякова. - Ребенок получает образование в семье, родители сами организовывают процесс обучения и занятия, а в образовательное учреждение приходят только для сдачи промежуточной аттестации. Сегодня на семейном обучении в Краснодаре находится порядка 500 человек, что составляет 0,3 процента от общего количества школьников.

Как рассказала Наталья Полякова, у родителей бывают разные обстоятельства, на основании которых им необходима семейная форма обучения. Она не распространена, хотя законом «Об образовании» в РФ предусматривается. На семейное обучение переходят, например, дети, которые постоянно ездят на соревнования и сборы и на постоянные занятия в школе им времени не хватает. По результатам итоговой аттестации, к которой они допускаются при отсутствии академических задолжностей, они на равных основаниях поступают в средние и высшие учебные заведения. Однако, как показывает практика, более системное образование и лучшую социализацию ребенка в обществе дает именно школа.

- Мы работаем в системе семейного образования, и каждый год по направлению департамента образования к нам приходят дети для получения промежуточной аттестации. Дети с 1-го по 9-й класс - один раз в четверть, старшеклассники - раз в полгода, - рассказывает Наталья Дзюбейло, директор краснодарского лицея № 12. - На семейное обучение родители переводят детей по разным причинам: кто-то по состоянию здоровья, кто-то по религиозным соображениям. Мальчики старших классов, отличники, стараются сдать в один год сразу два класса, чтобы сэкономить время до армии. И в моей практике еще ни разу не было такого случая, чтобы дети пришли на экзамен не подготовившись. Они действительно занимаются и показывают хороший уровень знаний.

Сложности возникают, когда ребенок, раньше находившийся на семейном образовании, переходит на обычную систему и приходит в класс. Они тяжело ориентируются в социуме, зачастую не могут наладить контакт с одноклассниками. Хотя те иной раз даже и не знают, что до текущего момента этот ученик был на особом положении и в школу не ходил. Такой ребенок требует пристального внимания и классного руководителя (надо научить его, как вести себя с одноклассниками и учителями), и учителей-предметников (разница в знаниях заметна, всегда есть определенные пробелы). Со временем дети адаптируются, а вот их способность к самостоятельной творческой работе остается неизменной. Они отличаются интересными исследовательскими работами и самобытными творческими проектами.

Юлия Симатова,
simat@ki-gazeta.ru

Плюсы анскулинга

+ Дети занимаются тем, что им интересно, и проявляют в этом усердие. Чувствуют в этом неограниченную свободу, а если интерес к изучаемой теме угас, они переходят на другую.

+ Имеют право выбора действий и не испытывают насилия от обязательного выполнения уроков.

+ У них развивается изобретательность в поисках поставленных задач.

+ Перед родителями не стоит задача предвидеть, что будет интересно их детям через месяц-другой. Их роль - вовремя среагировать на новый «запрос» ребенка, как только он становится очевиден. Контроль за уровнем знаний происходит осмысленно: родители отслеживают, какие навыки освоили дети, не прибегая к помощи формальных стандартных тестов.

+ Анскулеры много путешествуют и не замкнуты рамками школьных стен. Они получают знания, помогая взрослым в домашних делах, участвуя в общественной жизни. Зачастую они чувствуют себя комфортно, встречаясь с новыми людьми любого возраста.

Минусы анскулинга

- В обучении нет системности, а значит, есть пробелы в знаниях. И хотя ни одна форма обучения не способна обеспечить полного раскрытия каждой темы, у этих учеников «белых пятен» гораздо больше.

- Большая нагрузка на родителей, которые должны быть замотивированы на обучение детей. Анскулеры сами ставят перед собой задачи, а родители должны знать, где найти ресурсы для их решения. При отсутствии финансов, свободного времени и энергии это просто невозможно.

- Инициатива детей может потеряться в незнакомой ситуации, когда им надо самим принимать решение.

-l Отсутствие одноклассников, а значит - друзей.

- В будущем возможна социальная изоляция.

 
По теме
31 октября 2017 г. сотрудники Учебного центра ГБУЗ "Региональный центр медицины катастроф" провели обучение учителей Школы №34.
01.11.2017
Уважаемые жители города Крымска!   В администрации Крымского городского поселения Крымского района постоянно ведётся приём документов для  постановки граждан на учет в качестве лиц,
25.10.2017
 
26 октября 2017 г. сотрудники Учебного центра ГБУЗ "Региональный центр медицины катастроф" проведут обучение учителей Школы №1.
25.10.2017
безработица - Армавирский Собеседник О дополнительных гарантиях прав на труд и социальную защиту от безработицы рассказали специалисты управления по вопросам семьи и детства администрации города.
25.10.2017
 
 
Врачи назвали основные признаки депрессии - Югополис От этой болезни страдает каждый пятый житель планеты.  all-mama.com О симптомах опасного заболевания, при обнаружении которых стоит немедленно обратиться к специалисту, заявили специалисты на круглом столе,
19.09.2018 Югополис
Игрушки школьников из Динской – в Беслан 1 сентября 2004 года. День знаний и первый звонок, который стал для многих ребят школы № 1 города Беслана последним… Вспоминая те события,
18.09.2018 Газета Трибуна
Фото СОШ №5, поселок Октябрьский Моделирование, робототехника, мастер-классы – все это было на фестивале «От винта!» «От винта!» – так назывался международный детско-юношеский фестиваль научно-технического творчества,
19.09.2018 Голос Правды
Фото: Михаил Ступин Возбуждено уголовное дело в отношении ректора ГБОУ ДПО Краснодарского края «Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования».
19.09.2018 Кубанские Новости
В Краснодаре следователи выясняют обстоятельства гибели малолетнего мальчика в результате пожара - Следственный комитет В правоохранительные органы Краснодара днем 15 сентября 2018 года поступило сообщение о доставлении в больницу малолетнего мальчика с отравлением продуктами горения, полученным при пожаре.
18.09.2018 Следственный комитет
На дорогах района - МО Темрюкский район За прошедшую неделю на дорогах района зарегистрировано девять дорожно-транспортных происшествий, в которых один человек погиб и двенадцать пострадали, из них один несовершеннолетний.
18.09.2018 МО Темрюкский район
Евгений Дятлов - Кубанские Новости Евгений Дятлов Фото: Юрий Ходзицкий В эксклюзивном интервью известный российский актер рассказал о новой роли в кино, ради которой пришлось отрастить усы, о киносъемках с дочерью и о мистике в своей жизни.
19.09.2018 Кубанские Новости
Выставка в формате кубанских куреней - Администрация МО Кавказский р-н Кропоткинский краеведческий музей принял участие в организации выставки в формате кубанских куреней в городе Армавир.
17.09.2018 Администрация МО Кавказский р-н
Современные Геростраты - Армавирский Собеседник О проявлениях вандализма необходимо говорить в самых разных аудиториях В музее один из посетителей повредил картину «Иван Грозный убивает своего сына».
19.09.2018 Армавирский Собеседник
День фотоохотника из Словакии Теодора Крижки начинаются с рассветом. По утренней росе он прокладывает себе тропы через леса, перелески, луга, петляет вдоль русел больших рек и малых речушек...
19.09.2018 Сельская газета
Эта встреча с прекрасным не разочаровала слушателей В одно из сентябрьских воскресений я по делам оказалась в центре города.
19.09.2018 Армавирский Собеседник
Вспоминая Бесика - Министерство физической культуры и спорта В краевой столице разыграют награды турнира памяти легендарного кубанского борца.
19.09.2018 Министерство физической культуры и спорта
Очередные XII соревнования на приз Свято-Троицкого храма прошли в Динской школе №2 - Krasnodar.Ru На открытии присутствовали глава района Сергей Пономарев, настоятель Динского храма отец Иоан, заслуженный тренер России по легкой атлетике и бобслею Евгений Мартьянов, профессор,
19.09.2018 Krasnodar.Ru
Так держать, ДЮСШ № 1! В станице Воронежской 15 сентября 2018 года проходило первенство Краснодарского края по легкоатлетическим кроссовым эстафетам.
19.09.2018 Газета Трибуна
Для участия в турнирах прибудут около 1500 спортсменов из 12 стран мира. Фото: fun-run.ru В Сочи 21-22 сентября закроется спортивный сезон соревнований по триатлону Ironstar в России.
19.09.2018 Кубанские Новости
Вспоминая Бесика - Министерство физической культуры и спорта В краевой столице разыграют награды турнира памяти легендарного кубанского борца.
19.09.2018 Министерство физической культуры и спорта
«Кубаньводоканал» информирует жителей города о плановых работах по дезинфекции и промывке водозаборных сооружений и водопроводных сетей.
19.09.2018 Slavyansk.Today