Это уже третья дискуссия за последнее время. В ней участвовали представители избирательной системы, власти, общественности, экспертного сообщества. Общественная палата края, Совет при губернаторе по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, общественные советы при крайизбиркоме и при уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае - вот такой немалый круг экспертов, заинтересованных в том, чтобы 18 сентября выборы прошли конкурентно, прозрачно и легитимно. Эти три понятия - как киты, на которых держится доверие общества к итогам кампании.
Что означает каждый из них, рассказал открывший дискуссию председатель крайизбиркома Алексей Черненко. О том, что кампания идет конкурентно, говорят такие цифры по нашему краю: от 14 политических партий по партийным спискам в территориальных группах зарегистрировано 148 кандидатов. В восьми мажоритарных округах - 72 кандидата, представляющих 12 партий. На дополнительных выборах в ЗСК по Олимпийскому округу в Сочи - пять кандидатов от пяти партий. В муниципальных кампаниях участвуют 330 кандидатов от восьми партий.
Вся работа избирательной комиссии проходит открыто и гласно, полную прозрачность обеспечивают прямые трансляции в сети Интернет, причем не только заседаний, но даже и семинаров.
Прямое значение слова «легитимный» - соответствующий закону. Но сегодня это понятие еще трактуют как «заслуживающий доверия». Президент Владимир Путин так и поставил задачу: выборы должны вызывать абсолютное доверие граждан. Что для этого делается? Свои точки зрения высказали участники круглого стола.
Выборы должны пройти так, чтобы 19 сентября мы могли сказать: все было в соответствии с законом, а итоги отражают волю избирателей. Такое убеждение высказал директор департамента внутренней политики администрации края Виктор Тушев. По итогам кампании всегда есть недовольные, но со временем мы придем к практике, когда проигравшие кандидаты поздравляют победителей, держа в уме уже следующую кампанию. А сегодня делается все, чтобы создать условия для волеизъявления граждан.
Представитель ассоциации «Гражданский контроль» Александр Брод подчеркнул, что его воодушевляет жесткая и принципиальная позиция председателя Центризбиркома Эллы Памфиловой по преодолению административного ресурса. При этом органы власти на местах должны для обеспечения выборов сделать все, что им положено по закону, и не перейти ту грань, которая отделяет эту работу от злоупотреблений.
Об опыте Корпуса наблюдателей «За чистые выборы», который был создан молодыми юристами в ходе президентской кампании 2012 года, рассказал председатель регионального отделения Ассоциации юристов России Александр Долгов.
Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Сергей Мышак уделил внимание обеспечению избирательных прав особых категорий граждан. Это, например, люди с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимо помочь. Кроме того, избирательные права есть и у тех, кто находится под следствием. И их тоже необходимо обеспечить. Сергей Мышак поделился впечатлениями своего общения с представителями Бюро демократии и прав человека ОБСЕ, которые по соглашению с Центризбиркомом сегодня работают на территории России, в том числе и в нашем крае. В частности, их заинтересовал наш опыт общественного контроля в пенитенциарных учреждениях.
Секретарь Общественной палаты края Любовь Попова проинформировала, что с 31 августа ОП открыла горячую линию по выборам. С 9 до 18 часов можно обратиться по телефону: 8 (861) 259 - 01 - 69, а круглосуточно - 8 (952) 876 - 72 - 64.
Член Общественной палаты России Андрей Зайцев, возглавляющий совет при губернаторе края по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека, выразил общее мнение: общественного контроля много не бывает. Поэтому совет при губернаторе на своем заседании решил создать мониторинговую группу по наблюдению за выборами в крае.
Председатель общественного экспертного совета при избирательной комиссии края Валерий Касьянов предложил объединить усилия всех общественных структур, которые заинтересованы в честных выборах. И создать объединенный штаб общественного наблюдения в крае. Это предложение было поддержано всеми участниками круглого стола.
Ведь почему сегодня такое внимание стали уделять именно общественному наблюдению? Разве недостаточно тех наблюдателей, которых выставляют сами кандидаты и партии? Но в том-то и дело, что такие наблюдатели связаны, как отмечалось во время круглого стола, с позицией своих доверителей. То есть кандидатов и партий, направивших их на избирательные участки. Поэтому и востребован независимый общественный контроль.
Подводя итог дискуссии, Алексей Черненко подчеркнул, что важно консолидировать институты гражданского общества с целью наблюдения за выборами ради доверия граждан к избирательной системе страны.
Ирина Груба