Новости города БезФормата.Ru
Краснодар
Главные новости
 
Задать вопрос?

Нам любые дороги дороги…

«Почему они остаются нашей вечной бедой?»

Земля, отторгающая асфальт

Гоголь сравнивал российские дороги с расползающимися в темноте раками, когда тех вытряхивают из мешка. Прошло почти два века со времени написания «Мертвых душ», но в этом плане изменений не видно - жизнь регулярно продолжает подбрасывать сюжеты, достойные пера классика. Не успели во Владивостоке отстроить дорогущую трассу, приуроченную к саммиту АТЭС, как она возьми и развались. Совсем уж неприлично повел себя асфальт на федеральной автодороге Хабаровск - Чита, мистическим образом исчезнувший почти сразу после торжественного проезда кортежа президента. А мэр города Владимира Ольга Деева, устав объясняться с населением по поводу отсутствия сносных дорог, сказала фразу, в одночасье сделавшую ее знаменитой: «Ну не приживается у нас асфальт, отторгает его земля наша». Чем не краткое разъяснение проблемы?

Может и правда русские почвы обладают необыкновенными свойствами и, на радость автодорожникам, постоянно сбрасывают с себя наряд из широких современных автострад? Но тогда как принять, что в одной и той же Карелии по одну сторону государственной границы протянулись великолепные финские магистрали, поражающие своим качеством, по другую - раскинулись привычные нам российские ухабы?

То, что отечественный асфальт под колесами большегрузных автомобилей ведет себя, как шоколад в руках ребенка: крошится и тает, знает любой водитель, которому в летнее время неоднократно приходилось встраиваться в многокилометровые пробки, пока дорожные строители, найдя для того самый подходящий момент, не спеша чинят очередной участок трассы. Фактически наши автострады приходится переделывать каждые четыре-пять лет, все они находятся в состоянии непрекращающегося ремонта или латания дыр. В прошлом году Россия по качеству дорог заняла 123-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index), где учитывались показатели 138 стран.

Глубина беды

В 2016 году Дмитрий Медведев заявил, что отечественным нормативным требованиям соответствует лишь 63% федеральных автотрасс. А европейским критериям, по признанию руководителя Минтранса, отвечает лишь десятая часть российских скоростных магистралей. Чем это оборачивается для страны? По подсчетам экспертов Всемирного банка экономические потери от эксплуатации участка дороги с заметными дефектами покрытия протяженностью в 1350 километров ежегодно обходятся в 250 миллионов долларов США. Скорость движения на таких, с позволения сказать, трассах уменьшается примерно в два раза, расход топлива возрастает раза в полтора, а стоимость обслуживания автопарка увеличивается в 2,5 - 3 раза. Сами того не замечая, мы оставляем на родных ухабах целое состояние, делаем дорогими, а значит, неконкурентоспособными отечественные товары, ухудшаем и без того далеко не блестящее положение российской экономики.

Еще страшнее человеческие потери. Причем некачественное покрытие опять стало самой распространенной причиной аварий, оно убивает и калечит в пять с лишним раз чаще, чем пресловутое пьянство за рулем. Отвратительные российские дороги ежегодно сводят в могилу или превращают в инвалидов население небольшого районного центра.

Железобетонный аргумент

США представляются всем страной с идеальными дорогами. Но так было не всегда. После Первой мировой войны американские автострады находились в ужаснейшем состоянии. Американцы оценили глубину проблемы и взялись за исправление ситуации. Были созданы национальные стандарты дорожного строительства и выделены сотни миллиардов долларов на эти цели. Поскольку Америке во всем свойственен размах, экономить тут не стали. Дороги принялись фактически отливать из высокопрочного бетона, с использованием стальной арматуры. В тех штатах, где зимы суровые, это бетонное основание углубляют в грунт на глубину его промерзания. Сверху насыпают гравий и песок, утрамбовывают и тогда уже укладывают асфальтовое покрытие. Бетон в таком случае служит основой, а верхний слой асфальта прекрасно переносит перепад температур.

Когда в США принимались подобные стандарты, считалось, что подобные дороги будут служить 25 лет. Прошло более полувека и выяснилось, что им нет сноса. В крайнем случае поверх бетонного монолита приходится наносить свежий слой асфальта. И все. Дошло до почти анекдотичной ситуации - в ходе последних выборов Дональд Трамп пообещал разрушать старые, хотя и вполне нормальные магистрали, и на их месте строить новые. А что делать, если дорожные строители остались без работы?

Далее - везде

Американский пример оказался настолько заразителен, что ему последовали многие страны мира: Австралия, Канада, некоторые европейские державы, Япония и Китай. Даже в Грузии трассу Тбилиси - Батуми отливают в бетоне, явно по американским стандартам.

Когда заходит разговор об экономическом буме, чаще всего приводят в пример Китай. Однако не все знают, что китайское экономическое чудо готовилось самым тщательным образом. И великолепные дороги были одним из краеугольных камней в его основании. В это время Поднебесная выдвинула лозунг: «Если мы хотим разбогатеть, нужно сначала построить дороги» - и строго ему следовала. Верные своим традициям, китайцы не стали изобретать велосипед и принялись копировать американские технологии дорожного строительства. До сих пор Китай выделяет на эти цели около 4% ВВП, в то время как в нашей стране на это уходит менее одного процента.

Успехи не заставили себя ждать. С 2000 года протяженность китайских магистралей выросла в 10 раз. Всего дорог с твердым покрытием у них теперь в 70 раз больше, чем по всей России, и ежегодно они продолжают строить по 10 тысяч километров ультрасовременных автобанов. Если учесть отменное «американское» качество данных построек, придется признать, что в дорожном строительстве мы отстали от мирового лидера - Китая на десятки лет и сотни миллиардов долларов.

Дешевое обходится дороже

Если спросить россиян, отчего у нас такие плохие дороги, большинство ответит одним словом: воруют. Есть и менее очевидное - при строительстве магистралей технологии зачастую нарушаются, используют менее качественные материалы, не ту технику. Но горькая правда заключается в том, что даже построенная в идеальном соответствии с отечественными ГОСТАМи трасса не выдержит и десяти лет эксплуатации. Основные нормативы, принятые в нашем дорожном строительстве, не менялись с 1939 года, когда по российским дорогам ничего тяжелее «полуторок» еще не передвигалось. Фактически у нас в стране почти нет нормальных дорог. И пока мы этот факт не осознаем, наша земля будет регулярно отторгать асфальт в полном соответствии с бессмертными словами владимирского мэра.

Можно подумать, что мы так строим свои дороги от бедности? Но нет, стоимость наших магистралей всего в три раза дешевле немецких, примерно в два раза ниже, чем у бетонных американских, и вполне сопоставима по затратам с испанскими и финскими, которые намного долговечней. С китайскими дорогами сравнивать даже неудобно: они ухитряются строить трассы американского качества по цене дешевле российских.

Однако за время эксплуатации средней дороги на Западе - 40-45 лет - в России приходится многократно менять или латать асфальтовое покрытие и до трех раз реконструировать всю трассу целиком. Таким образом, с учетом недолговечности, наши дороги оказываются самыми дорогими в мире, заткнув по этому показателю за пояс фешенебельные немецкие автобаны.

Впрочем, даже в тех редких случаях, когда дороги в нашей стране пытаются сделать по западным стандартам, выходит тоже сплошной конфуз. По крайней мере, по ценам. Экономист Никита Кричевский на страницах «АиФ» привел впечатляющие данные о стоимости одного километра некоторых российских дорог. При средней цене немецких автобанов в 320-440 миллионов рублей за км, а американских бетонных магистралей в 150-200 миллионов, один километр трассы М4 «Дон» обошелся нам в 794 миллиона. В два раза дороже, чем в Германии, и в три, чем в США. Еще более «золотыми» вышли другие объекты. Первый участок трассы Москва - Санкт-Петербург (с 15-го по 58-й км) стал нам в безумную цену - миллиард 540 миллионов за километр. Как оказалось, это еще не предел. Западный скоростной обход в Санкт-Петербурге потянул на 4 миллиарда 341 миллион рублей за километр.

За чей счет банкет?

Вопрос финансирования строительства дорог в мире решают по-разному. Где-то их строит государство, и они бесплатны, а с участников движения берут транспортный налог. Так обстоит дело в США. Где-то, как в Японии или в Италии, некоторые трассы свободны, а другие, построенные коммерческими компаниями, являются платными. Как правило, у платной дороги имеется вполне полноценный бесплатный дублер, который длиннее или с покрытием похуже. В Китае, впрочем, есть платные дороги, у которых нет свободной альтернативы. Но в таких случаях решение принимается на уровне правительства. Они нередко берут деньги и за проезд по магистралям, построенным за государственный счет, но там действует железный принцип: дорога, созданная государством, становится бесплатной через 15 лет, а частная магистраль - через 25 лет. Учитывая долговечность бетонных автобанов - не так уж плохо. При этом повсюду в мире плата за проезд не слишком высока. Считается, что компании, вложившиеся в дорожное строительство, должны за 20-25 лет вернуть инвестиции и получить умеренную прибыль.

Нельзя сказать, что россияне не платят за дороги. Во-первых, со всех участников движения собирают транспортный налог. Во-вторых - немалые акцизы в стоимости топлива. В-третьих, оплата по системе «Платон» для грузовых перевозчиков. Тем не менее правительство дало добро и на строительство платных магистралей. Одной из первых ласточек в этом плане стала дорога Москва - Санкт-Петербург. Трасса изначально  просчитывалась как прибыльная, однако по ходу строительства цена объекта многократно возросла, достигнув заоблачных величин - более полутора миллиардов рублей за один километр. При таких условиях магистраль заранее стала убыточной - она разрушится ранее, чем сумеет вернуть хотя бы половину затраченных на нее средств. Да и государственно-частное партнерство на поверку оказалось весьма странным. Как выяснила Счетная палата, 98% денег внес госбюджет и только 2% - коммерческие организации. «Фактически государство ведет партнерство с самим собой, - заявил экономист Константин Трофименко. - Видимо, в ближайшее время эта схема останется основной».

С целью ремонта провала

Хотя у новой магистрали запущено в строй пока лишь два участка, с автомобилистов стали драть по полной. За проезд по одному, в обход Химок, брали 500 рублей, за другой, в обход Вышнего Волочка, - 240 рублей. В результате дорога стояла пустынной, а россияне предпочитали пользоваться старой, хоть и разбитой трассой. «Никто не ездит, «вздули» цены так, что проехать невозможно,» - возмутился по этому поводу президент Владимир Путин. После чего правительство принялось регулировать тарифы, цены за проезд по платным участкам упали, но не намного - с 740 до 600 рублей. Магистраль по-прежнему стоит полупустая.

Вскоре правительство смекнуло, что вовсе не обязательно привлекать деньги инвесторов и строить новые магистрали с их участием для того, чтобы взимать плату за проезд. Мы ведь ремонтируем старые дороги? Отчего не поставить на них пункты оплаты проезда? Госкомпания «Автодор» начала обустраивать платные участки на трасе М4 «Дон» (Москва - Новороссийск). К другим платным участкам магистрали добавился участок с 93-го по 211-й км. По словам Александра Котова, председателя профсоюза водителей-профессионалов, реальной альтернативы такому платному участку не видно: «Объезжать 70-километровый платный участок трассы «Дон» по 200 км проселочных ухабов, испортив себе подвеску, шины и настроение, - это нормально?»

На днях представители «Автодора» заявили, что очередной отрезок «Дона» на границе Краснодарского края и Ростовской области также станет платным. Какой удар по экономике и имиджу Кубани это решение нанесет, пока непонятно, но по этой магистрали движется основной поток машин в Крым и на Черноморское побережье. Видимо, мы не успеем оглянуться, как большинство дорог в нашей стране станут платными, продолжая при этом рассыпаться со скоростью своих бесплатных предшественников. Что тут скажешь? Похоже, что дорожный вопрос можно считать решенным. 

Игорь Коломийцев

Платная трасса и альтернативные дороги (Фото: Типичный Краснодар) - Газета РВСЕще в прошлом году стало известно, что участок федеральной трассы между Ростовом и Краснодаром станет платным.
26.06.2017 Газета РВС
Деньги направлены на строительство надземных пешеходных переходов на платном участке трассы М-4 «Дон» от Москвы до Новороссийска.
22.06.2017 Кубанские Новости
Проезд из Краснодара в Ростов станет платным уже в сентябре - LiveKuban.RuИмеется ввиду участок пути от Батайска до границы с Кубанью. Теперь водителям придется «раскошелиться» за проезд с 1091 по 1119 км трассы М-4 «Дон».
21.06.2017 LiveKuban.Ru
Речь идет о части федеральной трассы М4 «Дон» с 1091,6 км по 1119 км. Об этом сообщает РБК со ссылкой на председателя совета директоров ОАО «Донаэродорстрой» (подрядчик реконструкции данного участка) Алексея Кнышова.
21.06.2017 МТРК Краснодар
Участок трассы М4 «Дон» от Ростова до границы с Кубанью сделают платным - Деловая газета ЮгУчасток федеральной трассы М4 «Дон» с 1091,6 км по 1119 км от Ростова до границы с Краснодарским краем планируют сделать платным в октябре 2017 года.
21.06.2017 Деловая газета Юг
Плату за проезд по участку М4 от Батайска до границы Кубани введут осенью 2017 года - ЮгополисУ тех, кто не захочет платить, останется альтернатива — трасса Р256 Батайск — Старощербиновская — Краснодар (дорога на Ейск).
21.06.2017 Югополис
Федеральная трасса М4 «Дон» на участке от 1091-го до 1119-го километра (от Батайска до границы Краснодарского края) станет платной, начиная с сентября 2017 года.
21.06.2017 Кубанские Новости
В Краснодаре ремонтируют сразу 19 участков улично-дорожной сети - Аргументы и фактыДо конца 2017 года в краевом центре приведут в порядок 50 дорожных участков Ремонт 19 участков улично-дорожной сети в настоящее время ведется в Краснодаре, сообщает пресс-служба мэрии города.
19.06.2017 Аргументы и факты
This page requires Adobe Flash Player  По информации свидетелей машины врезались друг в друга на Пионерском проспекте.
23.09.2017 Anapa-News.Com
«ВИМ-Авиа» задержала в Домодедово более 10 рейсов, в том числе в Сочи - ГТРК Кубань в г. СочиАвиакомпании «ВИМ-Авиа» отложила отправление 14 рейсов в столичном аэропорту «Домодедово».
23.09.2017 ГТРК Кубань в г. Сочи
Автоэксперт: День без автомобиля - это прекрасное освоение каких-то бюджетов - NrNews.Ru22 сентября - Всемирный день без автомобиля. Автомобилистам и мотоциклистам предлагается на один день отказаться от использования транспортных средств, потребляющих топливо.
22.09.2017 NrNews.Ru
Рейсы «ВИМ-Авиа» в Сочи и Краснодар из Домодедово снова задержаны - ЮгополисКроме этого, задержаны еще более 10 рейсов разных направлений.  LightAvia.ru В столичном аэропорту «Домодедово» отложены на неопределенный срок 14 рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа», следует из данных онлайн-табло.
23.09.2017 Югополис
This page requires Adobe Flash Player  По информации свидетелей машины врезались друг в друга на Пионерском проспекте.
23.09.2017 Anapa-News.Com
Возгорание железнодорожного локомотива в ночь на 22 сентября внесло коррективы в график движения поездов.
22.09.2017 Кубанские Новости
Журналисты из Краснодара и Ростова протестировали новый SKODA Kodiaq в Домбае - Деловая газета Юг
Журналисты из Краснодара и Ростова протестировали новый SKODA Kodiaq в Домбае
В Карачаево-Черкесии прошел большой трехдневный тест-драйв внедорожника от чешского бренда.
Деловая газета Юг
За бабушкой приехала скорая на автостанцию Динской. - Газета РВС
За выпившей бабушкой на автостанцию приехала скорая и полиция (ВИДЕО)
Бабушка спала на лавочке остановки, никого не трогала. Прохожий подумал, что ей плохо.
Газета РВС
На Кубани при столкновении с автобусом погибли мотоциклист и его пассажирка
Драма разыгралась неподалеку от станицы Брюховецкой. ДТП с участием автобуса и мотоцикла обернулось трагедией.
Кубанские Новости
Общий ущерб от его «деятельности» составил 60 тысяч рублей. В Абинском районе Кубани женщина стала жертвой мошенника, представлявшегося мастером по ремонту бытовой техники.
23.09.2017 Кубанские Новости
© Фото из аккаунта twitter.com/krymrealii - Yuga.RuЖелезнодорожный райсуд Симферополя вынес приговор в отношении журналиста интернет-издания «Крым.
22.09.2017 Yuga.Ru
© Фото Елены Синеок, Юга.ру - Yuga.RuВ Буйнакске шестерых детей госпитализировали с отравлением По данным источника в администрации города, дети играли во дворе дома и и решили попробовать листья диффенбахии.
23.09.2017 Yuga.Ru
Поезд невозможно не услышать. - Газета РВС
Необычные версии динчан о трагедии на железной дороге
Жители, живущие неподалеку от железной дороги в Динской, рассказали свои версии произошедшего и показали место трагедии.
Газета РВС
Мошенники гуляют по сети - Сельская Новь
Мошенники гуляют по сети
За просмотр рекламных видеороликов устьлабинцу обещали платить по две тысячи рублей ежедневно.
Сельская Новь
«Наши нынешние дети стали тиранами…» - Краснодарские известия
«Наши нынешние дети стали тиранами…»
«Это сказал Сократ аж в 380 году до нашей эры. Но как свежо и современно звучит эта фраза» Два ЧП с участием детей, которые произошли в первые дни сентября сначала в поселке Голубая Нива на Кубани,
Краснодарские известия
Выставка Федора Алексеенко в Краснодаре - Газета Единство20 сентября в Краснодаре в художественном музее имени Коваленко торжественно открылась выставка работ члена Союза художников России павловчанина Фёдора Алексеенко .
23.09.2017 Газета Единство
Байкеры подарили жителям настоящий праздник - Газета Заря КубаниПод оглушительный рев моторов байкеры со всего Краснодарского края во главе со Славянским клубом «Братья дорог» проехали по главной улице города.
22.09.2017 Газета Заря Кубани
Имя поэта Виталия Борисовича Бакалдина, его жизнь и творчество неразрывно связаны с Краснодаром.
23.09.2017 Вольная Кубань
Сквозь время в прошлое окно - Сельская газета
Сквозь время в прошлое окно
Сегодня - 22 сентября - станица Новопокровская отмечает 190-летие! Предлагаем читателям совершить фотоэкскурсию в прошлое и «пройти» по главной улице станицы.
Сельская газета
Donetsk 8 - Этаж Новостей
Донецк сегодня: «Симфония огня» - жизнь под звуки выстрелов и взрывов
По соседству с войной «Симфония огня»: жизнь под звуки выстрелов и взрывов Семь тысяч зрителей вечером 9 сентября стали очевидцами грандиозного концерта «Симфония огня»,
Этаж Новостей
«Мир лучезарных, простых - не одноклеточных - людей…» - Краснодарские известия
«Мир лучезарных, простых - не одноклеточных - людей…»
«В Краснодаре состоялась премьера спектакля «Кубанские казаки» » Очередной 98-й сезон Краснодарский театр драмы открыл яркой премьерой,
Краснодарские известия
Представляем соперника: СКА Ростов - ФК ЧерноморецПредставляем соперника "Черноморца" в матче 10-го тура СКА из Ростова-на-Дону :       ФК СКА Ростов-на-Дону: Год основания: 1937 Прежние названия:
22.09.2017 ФК Черноморец
145018__AIM0830 - ВК ДинамоСборная России одержала первую победу под руководством Константина Ушакова.
22.09.2017 ВК Динамо
ФУТБОЛ. КУБОК РОССИИ. И «Краснодар» и «Кубань» выбыли уже в 1/16 розыгрыша Кубка страны по футболу.
23.09.2017 Вольная Кубань
Прошли праздничные матчи первенства - Газета Заря Кубани
Прошли праздничные матчи первенства
Сегодня все любители футбола снова собрались на стадионах города и района.
Газета Заря Кубани
Приветливая «Шайба» - Независимая спортивная газета
Приветливая «Шайба»
«Л еопарды» временно переехали из Дворца спорта «Большой», где до конца октября будет проходить Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в другой объект олимпийского наследия - ледовую арену «Шайбу»,
Независимая спортивная газета
А счастье было так возможно!.. - Независимая спортивная газета
А счастье было так возможно!..
...И так возможно, и так, и еще вот так. Но не судьба. Сборная России провела лучший турнир за последние годы и на Евробаскете-2017 добралась до подножья пьедестала.
Независимая спортивная газета
72b3051e-a25e-4e9d-bc1e-cd4a3d43f2cd.jpeg - BlogSochi.RuНа период проведения международного турнира «Ironstar» и Финала Кубка России по лыжероллерам будут действовать ограничения по маршруту проведения соревнования,
23.09.2017 BlogSochi.Ru
Рейсы «ВИМ-Авиа» в Сочи и Краснодар из Домодедово снова задержаны - ЮгополисКроме этого, задержаны еще более 10 рейсов разных направлений.  LightAvia.ru В столичном аэропорту «Домодедово» отложены на неопределенный срок 14 рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа», следует из данных онлайн-табло.
23.09.2017 Югополис
1.jpg - МО г.Горячий Ключпредставляют свои товары на «Кубанской ярмарке-2017». В этом году VII агропромышленная выставка в краевой столице продлится до 24 сентября.
21.09.2017 МО г.Горячий Ключ
С 20 по 24 сентября в краевой столице проходит, пожалуй, самый богатый форум Юга России начала осени – «Кубанская ярмарка-2017» - Krasnodar.RuС 20 по 24 сентября в краевой столице проходит, пожалуй, самый богатый форум Юга России начала осени – «Кубанская ярмарка-2017».
22.09.2017 Krasnodar.Ru
Духовной житницей России назвал Кубань Патриарх Московский и всея Руси Кирилл - KrasnodarMediaПредстоятель Русской Православной Церкви отметил, что на Кубани богатая религиозная жизнь, сильные в вере люди (ФОТО) 22 сентября, KrasnodarMedia.
22.09.2017 KrasnodarMedia