Нам любые дороги дороги…

Фото: www.ki-gazeta.ru
«Почему они остаются нашей вечной бедой?»

Земля, отторгающая асфальт

Гоголь сравнивал российские дороги с расползающимися в темноте раками, когда тех вытряхивают из мешка. Прошло почти два века со времени написания «Мертвых душ», но в этом плане изменений не видно - жизнь регулярно продолжает подбрасывать сюжеты, достойные пера классика. Не успели во Владивостоке отстроить дорогущую трассу, приуроченную к саммиту АТЭС, как она возьми и развались. Совсем уж неприлично повел себя асфальт на федеральной автодороге Хабаровск - Чита, мистическим образом исчезнувший почти сразу после торжественного проезда кортежа президента. А мэр города Владимира Ольга Деева, устав объясняться с населением по поводу отсутствия сносных дорог, сказала фразу, в одночасье сделавшую ее знаменитой: «Ну не приживается у нас асфальт, отторгает его земля наша». Чем не краткое разъяснение проблемы?

Может и правда русские почвы обладают необыкновенными свойствами и, на радость автодорожникам, постоянно сбрасывают с себя наряд из широких современных автострад? Но тогда как принять, что в одной и той же Карелии по одну сторону государственной границы протянулись великолепные финские магистрали, поражающие своим качеством, по другую - раскинулись привычные нам российские ухабы?

То, что отечественный асфальт под колесами большегрузных автомобилей ведет себя, как шоколад в руках ребенка: крошится и тает, знает любой водитель, которому в летнее время неоднократно приходилось встраиваться в многокилометровые пробки, пока дорожные строители, найдя для того самый подходящий момент, не спеша чинят очередной участок трассы. Фактически наши автострады приходится переделывать каждые четыре-пять лет, все они находятся в состоянии непрекращающегося ремонта или латания дыр. В прошлом году Россия по качеству дорог заняла 123-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index), где учитывались показатели 138 стран.

Глубина беды

В 2016 году Дмитрий Медведев заявил, что отечественным нормативным требованиям соответствует лишь 63% федеральных автотрасс. А европейским критериям, по признанию руководителя Минтранса, отвечает лишь десятая часть российских скоростных магистралей. Чем это оборачивается для страны? По подсчетам экспертов Всемирного банка экономические потери от эксплуатации участка дороги с заметными дефектами покрытия протяженностью в 1350 километров ежегодно обходятся в 250 миллионов долларов США. Скорость движения на таких, с позволения сказать, трассах уменьшается примерно в два раза, расход топлива возрастает раза в полтора, а стоимость обслуживания автопарка увеличивается в 2,5 - 3 раза. Сами того не замечая, мы оставляем на родных ухабах целое состояние, делаем дорогими, а значит, неконкурентоспособными отечественные товары, ухудшаем и без того далеко не блестящее положение российской экономики.

Еще страшнее человеческие потери. Причем некачественное покрытие опять стало самой распространенной причиной аварий, оно убивает и калечит в пять с лишним раз чаще, чем пресловутое пьянство за рулем. Отвратительные российские дороги ежегодно сводят в могилу или превращают в инвалидов население небольшого районного центра.

Железобетонный аргумент

США представляются всем страной с идеальными дорогами. Но так было не всегда. После Первой мировой войны американские автострады находились в ужаснейшем состоянии. Американцы оценили глубину проблемы и взялись за исправление ситуации. Были созданы национальные стандарты дорожного строительства и выделены сотни миллиардов долларов на эти цели. Поскольку Америке во всем свойственен размах, экономить тут не стали. Дороги принялись фактически отливать из высокопрочного бетона, с использованием стальной арматуры. В тех штатах, где зимы суровые, это бетонное основание углубляют в грунт на глубину его промерзания. Сверху насыпают гравий и песок, утрамбовывают и тогда уже укладывают асфальтовое покрытие. Бетон в таком случае служит основой, а верхний слой асфальта прекрасно переносит перепад температур.

Когда в США принимались подобные стандарты, считалось, что подобные дороги будут служить 25 лет. Прошло более полувека и выяснилось, что им нет сноса. В крайнем случае поверх бетонного монолита приходится наносить свежий слой асфальта. И все. Дошло до почти анекдотичной ситуации - в ходе последних выборов Дональд Трамп пообещал разрушать старые, хотя и вполне нормальные магистрали, и на их месте строить новые. А что делать, если дорожные строители остались без работы?

Далее - везде

Американский пример оказался настолько заразителен, что ему последовали многие страны мира: Австралия, Канада, некоторые европейские державы, Япония и Китай. Даже в Грузии трассу Тбилиси - Батуми отливают в бетоне, явно по американским стандартам.

Когда заходит разговор об экономическом буме, чаще всего приводят в пример Китай. Однако не все знают, что китайское экономическое чудо готовилось самым тщательным образом. И великолепные дороги были одним из краеугольных камней в его основании. В это время Поднебесная выдвинула лозунг: «Если мы хотим разбогатеть, нужно сначала построить дороги» - и строго ему следовала. Верные своим традициям, китайцы не стали изобретать велосипед и принялись копировать американские технологии дорожного строительства. До сих пор Китай выделяет на эти цели около 4% ВВП, в то время как в нашей стране на это уходит менее одного процента.

Успехи не заставили себя ждать. С 2000 года протяженность китайских магистралей выросла в 10 раз. Всего дорог с твердым покрытием у них теперь в 70 раз больше, чем по всей России, и ежегодно они продолжают строить по 10 тысяч километров ультрасовременных автобанов. Если учесть отменное «американское» качество данных построек, придется признать, что в дорожном строительстве мы отстали от мирового лидера - Китая на десятки лет и сотни миллиардов долларов.

Дешевое обходится дороже

Если спросить россиян, отчего у нас такие плохие дороги, большинство ответит одним словом: воруют. Есть и менее очевидное - при строительстве магистралей технологии зачастую нарушаются, используют менее качественные материалы, не ту технику. Но горькая правда заключается в том, что даже построенная в идеальном соответствии с отечественными ГОСТАМи трасса не выдержит и десяти лет эксплуатации. Основные нормативы, принятые в нашем дорожном строительстве, не менялись с 1939 года, когда по российским дорогам ничего тяжелее «полуторок» еще не передвигалось. Фактически у нас в стране почти нет нормальных дорог. И пока мы этот факт не осознаем, наша земля будет регулярно отторгать асфальт в полном соответствии с бессмертными словами владимирского мэра.

Можно подумать, что мы так строим свои дороги от бедности? Но нет, стоимость наших магистралей всего в три раза дешевле немецких, примерно в два раза ниже, чем у бетонных американских, и вполне сопоставима по затратам с испанскими и финскими, которые намного долговечней. С китайскими дорогами сравнивать даже неудобно: они ухитряются строить трассы американского качества по цене дешевле российских.

Однако за время эксплуатации средней дороги на Западе - 40-45 лет - в России приходится многократно менять или латать асфальтовое покрытие и до трех раз реконструировать всю трассу целиком. Таким образом, с учетом недолговечности, наши дороги оказываются самыми дорогими в мире, заткнув по этому показателю за пояс фешенебельные немецкие автобаны.

Впрочем, даже в тех редких случаях, когда дороги в нашей стране пытаются сделать по западным стандартам, выходит тоже сплошной конфуз. По крайней мере, по ценам. Экономист Никита Кричевский на страницах «АиФ» привел впечатляющие данные о стоимости одного километра некоторых российских дорог. При средней цене немецких автобанов в 320-440 миллионов рублей за км, а американских бетонных магистралей в 150-200 миллионов, один километр трассы М4 «Дон» обошелся нам в 794 миллиона. В два раза дороже, чем в Германии, и в три, чем в США. Еще более «золотыми» вышли другие объекты. Первый участок трассы Москва - Санкт-Петербург (с 15-го по 58-й км) стал нам в безумную цену - миллиард 540 миллионов за километр. Как оказалось, это еще не предел. Западный скоростной обход в Санкт-Петербурге потянул на 4 миллиарда 341 миллион рублей за километр.

За чей счет банкет?

Вопрос финансирования строительства дорог в мире решают по-разному. Где-то их строит государство, и они бесплатны, а с участников движения берут транспортный налог. Так обстоит дело в США. Где-то, как в Японии или в Италии, некоторые трассы свободны, а другие, построенные коммерческими компаниями, являются платными. Как правило, у платной дороги имеется вполне полноценный бесплатный дублер, который длиннее или с покрытием похуже. В Китае, впрочем, есть платные дороги, у которых нет свободной альтернативы. Но в таких случаях решение принимается на уровне правительства. Они нередко берут деньги и за проезд по магистралям, построенным за государственный счет, но там действует железный принцип: дорога, созданная государством, становится бесплатной через 15 лет, а частная магистраль - через 25 лет. Учитывая долговечность бетонных автобанов - не так уж плохо. При этом повсюду в мире плата за проезд не слишком высока. Считается, что компании, вложившиеся в дорожное строительство, должны за 20-25 лет вернуть инвестиции и получить умеренную прибыль.

Нельзя сказать, что россияне не платят за дороги. Во-первых, со всех участников движения собирают транспортный налог. Во-вторых - немалые акцизы в стоимости топлива. В-третьих, оплата по системе «Платон» для грузовых перевозчиков. Тем не менее правительство дало добро и на строительство платных магистралей. Одной из первых ласточек в этом плане стала дорога Москва - Санкт-Петербург. Трасса изначально  просчитывалась как прибыльная, однако по ходу строительства цена объекта многократно возросла, достигнув заоблачных величин - более полутора миллиардов рублей за один километр. При таких условиях магистраль заранее стала убыточной - она разрушится ранее, чем сумеет вернуть хотя бы половину затраченных на нее средств. Да и государственно-частное партнерство на поверку оказалось весьма странным. Как выяснила Счетная палата, 98% денег внес госбюджет и только 2% - коммерческие организации. «Фактически государство ведет партнерство с самим собой, - заявил экономист Константин Трофименко. - Видимо, в ближайшее время эта схема останется основной».

С целью ремонта провала

Хотя у новой магистрали запущено в строй пока лишь два участка, с автомобилистов стали драть по полной. За проезд по одному, в обход Химок, брали 500 рублей, за другой, в обход Вышнего Волочка, - 240 рублей. В результате дорога стояла пустынной, а россияне предпочитали пользоваться старой, хоть и разбитой трассой. «Никто не ездит, «вздули» цены так, что проехать невозможно,» - возмутился по этому поводу президент Владимир Путин. После чего правительство принялось регулировать тарифы, цены за проезд по платным участкам упали, но не намного - с 740 до 600 рублей. Магистраль по-прежнему стоит полупустая.

Вскоре правительство смекнуло, что вовсе не обязательно привлекать деньги инвесторов и строить новые магистрали с их участием для того, чтобы взимать плату за проезд. Мы ведь ремонтируем старые дороги? Отчего не поставить на них пункты оплаты проезда? Госкомпания «Автодор» начала обустраивать платные участки на трасе М4 «Дон» (Москва - Новороссийск). К другим платным участкам магистрали добавился участок с 93-го по 211-й км. По словам Александра Котова, председателя профсоюза водителей-профессионалов, реальной альтернативы такому платному участку не видно: «Объезжать 70-километровый платный участок трассы «Дон» по 200 км проселочных ухабов, испортив себе подвеску, шины и настроение, - это нормально?»

На днях представители «Автодора» заявили, что очередной отрезок «Дона» на границе Краснодарского края и Ростовской области также станет платным. Какой удар по экономике и имиджу Кубани это решение нанесет, пока непонятно, но по этой магистрали движется основной поток машин в Крым и на Черноморское побережье. Видимо, мы не успеем оглянуться, как большинство дорог в нашей стране станут платными, продолжая при этом рассыпаться со скоростью своих бесплатных предшественников. Что тут скажешь? Похоже, что дорожный вопрос можно считать решенным. 

Игорь Коломийцев

 
По теме
 
Речь идет о части федеральной трассы М4 «Дон» с 1091,6 км по 1119 км. Об этом сообщает РБК со ссылкой на председателя совета директоров ОАО «Донаэродорстрой» (подрядчик реконструкции данного участка) Алексея Кнышова.
21.06.2017
 
В Краснодаре ремонтируют сразу 19 участков улично-дорожной сети - Аргументы и факты До конца 2017 года в краевом центре приведут в порядок 50 дорожных участков Ремонт 19 участков улично-дорожной сети в настоящее время ведется в Краснодаре, сообщает пресс-служба мэрии города.
19.06.2017
 
Правила дорожного движения важны без исключения - Армавирский Собеседник В Армавире прошел марафон детской дорожной безопасности – 2018. Его цель – предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, профилактика ДТП с участием детей и пропаганда безопасного поведения детей на улице и дороге.
17.07.2018
В Туапсе местная жительница подозревается в причинении телесного повреждения супругу, повлекшего его смерть - Следственный комитет Следственным отделом по городу Туапсе СКР по краю возбуждено уголовное дело в отношении 49-летней женщины, которая подозревается в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью 52-летнему супругу,
17.07.2018 Следственный комитет
Долг погашен после ареста авто - УФССП Судебные приставы Курганинского районного отдела Управления ФССП России по Краснодарскому краю взыскали задолженность с местного жителя.
17.07.2018 УФССП
Фото: mycdn.me Полицейские, разыскивающие пропавших детей, смогут оперативно получать данные геолокации с их мобильников или других девайсов.
16.07.2018 Кубанские Новости
Вниманию паломников, следующих на хадж в 2018 году - Армавирский Собеседник Граждане, планирующие выезд в Саудовскую Аравию, должны помнить, что пропуск через государственную границу осуществляется только при наличии действительных документов, принадлежащих предъявителю.
17.07.2018 Армавирский Собеседник
К сожалению, сегодня Алину Кузнецову нельзя увидеть на сцене – пять лет назад она ушла из театра.
16.07.2018 Кубанские Новости
В День фотографа на «Молодежном Арбате» прошла очередная выставка «Фотосушка».
14.07.2018 Армавирский Собеседник
Лето – это маленькая жизнь… - МО Темрюкский район В Темрюкском районе продолжается смена в палаточном лагере «Кадет-2018», в котором отдыхают 110 учащихся классов казачьей направленности, участники Темрюкского отделения Союза казачьей молодежи Кубани.
17.07.2018 МО Темрюкский район
На призы депутатов городской Думы - Армавирский Собеседник Чемпионат мира по футболу, прошедший в нашей стране, безусловно, историческое событие, привлекшее к себе внимание миллионов людей.
17.07.2018 Армавирский Собеседник
Победила любовь к футболу - Армавирский Собеседник В канун чемпионата мира по футболу на спортивной площадке школы № 23 библиотека им.
17.07.2018 Армавирский Собеседник
Денис Черышев Фото: rfpl.org Полузащитник сборной России Денис Черышев вошел в символическую сборную чемпионата мира—2018 по версии британского издания The Guardian.
17.07.2018 Кубанские Новости
Весна пятьдесят девятого. Павловский «Урожай» принял Станислав Семенович Шмерлин, ставший впоследствии самым известным кубанским футбольным тренером.
17.07.2018 Газета Единство
В минувшее воскресенье в "Лужниках" состоялся финал Мундиаля, в котором сборная Франции обыграла команду Хорватии со счетом 4:2.
16.07.2018 Новости Сочи
Краснодарский край дополнительно выделил 50 млн рублей на развитие сельхозкооперации в 2018 году - Администрация Краснодарского края Средства будут направлены на гранты начинающим сельхозкооперативам, которые компенсируют им до 90% затрат на развитие материально-технической базы.
17.07.2018 Администрация Краснодарского края
Финал победой красен - Министерство физической культуры и спорта Спортсмен из Новопокровского района завоевал "золото" первенства мира по пляжному волейболу.
17.07.2018 Министерство физической культуры и спорта