и три «кита» песни
Художественный руководитель и генеральный директор Краснодарской филармонии им. Г. Ф. Пономаренко, солистка и худрук ансамбля «Ивушка» народная артистка России Вероника Журавлева-Пономаренко:
- Марина Шапиро - мощный руководитель, на которого могут равняться многие не только в культуре, но и в политике. Она заботилась о том, чтобы на Кубани работали, талантом приумножая славу ее искусства, лучшие художники, поэты и композиторы, даже если у них корни не казачьи. Благодаря Марине Михайловне (вместе с сыном Михаилом Николаевичем Михайловым, директором построенного при ней Краснодарского цирка), устроившей композитору Григорию Федоровичу Пономаренко экскурсию по самым красивым уголкам края, он решил непростую дилемму, оставшись навсегда на Кубани.
Один штрих. Поклонница творчества Пономаренко, Марина Шапиро пригласила его в 1972 году с прицелом на руководство Кубанским казачьим хором. Когда силами Марины Михайловны и заступничеством первого секретаря Краснодарского крайкома КПСС Сергея Медунова удалось убедить Министерство культуры СССР разделить Донской и Кубанский казачий хоры, последним руководил Сергей Чернобай. Приглашенный Шапиро из Северного хора, он заложил структуру коллектива (солисты, вокальная и танцевальная группы, оркестр), привел его к победе на Международном фестивале народного искусства в Бургасе и выступлению в зале им. П. И. Чайковского, а затем выбрал педагогику и Краснодарское музыкальное училище.
Один факт. Григорий Пономаренко также недолго руководил Кубанским казачьим хором, и тогда Марина Михайловна предложила ему поработать в стенах филармонии. Первый же гастрольный тур по Кубани с Вероникой Журавлевой принес фантастический успех. Шапиро в это время вела поиски нового художественного руководителя возрожденного хора, и однажды к ней в санаторий в Архипо-Осиповку приехал Виктор Захарченко, тогда хормейстер Новосибирского хора. Уже став во главе хора, музыкант заметил Марине Михайловне: «Хочу вас предупредить: я тут навсегда». Так Кубань обрела не только возрожденный хор, но и трех грандов: хормейстера и композиторов.
Кадры,
школы искусств, фестивали
Художественный руководитель и главный дирижер Государственного концертного русского народного оркестра «Виртуозы Кубани» филармонии, профессор, народный артист России Анатолий Винокур:
- Когда у руля культуры в крае стояла Марина Шапиро, я был преподавателем только что открытого ее стараниями института культуры, ныне Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Марина Михайловна поражала, нет, сражала наповал: деловой хваткой, обаянием, прессингом в хорошем смысле слова. Великолепный организатор, умеющий подобрать для любого начинания оптимальные кадры, она всех нас заставляла вертеться на пользу дела. За счет ее требовательности к результатам культура края сделала невиданный рывок вперед: чего стоят только два гремевших фестиваля - наша «Кубанская музыкальная весна» и Всесоюзная «Красная гвоздика».
Один штрих. Университет культуры и искусств, у истоков которого стояли композиторы Григорий Плотниченко и Игорь Корчмарский, а также новые музыкальные училища в Новороссийске и Сочи готовили кадры не только для Кубани, но и для всего юга России. Разработанный по инициативе Марины Шапиро план управления культуры решал и другие проблемы - строительства сети учреждений. Только в Краснодаре появились: общежитие университета культуры, Дом хоровой музыки, четыре Дворца культуры и восемь музыкальных и художественных школ. Нормой для любого Дома культуры были бесплатные кружки народного творчества для взрослых и детей: в 12 тысячах этих объединений занималось 10 процентов кубанцев - это был лучший показатель в стране.
Один факт. Праздники песни на стадионах по всему краю при Марине Михайловне стали нормой. По ее инициативе композитором Григорием Пономаренко в содружестве с коллегой Григорием Плотниченко был создан первый краевой фестиваль искусств «Кубанская музыкальная весна», куда приезжали Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина и Муслим Магомаев. Когда в Сочи решением ЦК комсомола и бюро крайкома партии стали проводить Международный фестиваль-конкурс молодежной песни «Красная гвоздика», открыв Бисера Кирова, Эдуарда Хиля и Тамару Гвердцетели, Шапиро добилась строительства для него концертного зала «Фестивальный» на 3000 мест.
От Малой земли
до «Авроры»
Скульптор Ольга Яковлева:
- Марина Михайловна - брильянт, а не женщина: глыба бескорыстия и заботы о деле, таких сейчас нет. С нею связана целая эпоха, в которую творили Владимир Пташинский, Олег Коломойцев, позже Александр Аполлонов делал шажок за шажком наверх... Я тогда была двадцатилетней девчонкой и удивлялась, какие же они земные: собираются за столом, говорят, поют романсы. Волею случая Марина Михайловна живет в доме, построенном на том месте, где когда-то стоял мой дом: сложно говорить о той радости, когда этой весной мы прогулялись от него к художественному музею им. Ф. А. Коваленко и посмотрели, как проходит «Ночь музеев».
Один штрих. В эпоху Марины Михайловны в Новороссийске были созданы скульптором народным художником СССР Виктором Цигалем три мемориала комплекса «Малая земля», удостоенные Госпремии. Только на улицах и площадях, в скверах и парках Краснодара во времена, когда у руля культуры в крае стояла Марина Шапиро, появились памятники: «Аврора», «Жертвам фашизма» и воинам-освободителям скульптора Ивана Шмагуна, «Человеку-созидателю» скульптора Олега Коломойцева, бюст Павла Лукьяненко скульптора Владимира Жданова и др. И этот список можно продолжать долго.
Один факт. Краевое отделение Союза художников РСФСР при Шапиро получило в особняк бывшую лютеранскую церковь. Как и созданные в этот период Союз композиторов Кубани, хоровое общество, общества книголюбов и охраны памятников культуры и искусства, фонд культуры. Если к началу 1960-х в крае было около 30 художественных и школ искусств, то в 1980-х - уже 220. Только число детских библиотек выросло с 28 до 151, взрослых - до 1241, профсоюзных - до 1500, колхозных - до 400.
Куликовский, Головнин
и другие
Председатель местного отделения Союза театральных деятелей РФ, актер Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького, заслуженный артист России Станислав Гронский:
- Марина Михайловна Шапиро - женщина-праздник, созидательница, обладающая замечательным даром создавать атмосферу настоящего творчества. С ней легко работать и общаться, она умела окружить себя высококлассными профессиональными специалистами и управляла культурой края без напряжения и суеты. Трудно представить, как Марина Михайловна все успевала при таком объеме работы, и не было случая, чтобы она пропустила премьеру в театрах Кубани. Никогда не забывала посетить закулисье, чтобы поздравить создателей спектакля или просто поговорить о жизни. В ее эпоху слава нашего театра гремела.
Один штрих. Два старейших театра драмы на Кубани - Краснодарский и Майкопский - обрели специально построенные для них новые здания. Наш драмтеатр имел восемь филиалов на селе, где ежемесячно шли 16 спектаклей: восемь взрослых и столько же детских. И это - не считая гастролей по станицам, селам и хуторам всех семидесяти районов края. За эту работу ему девять лет подряд присуждалось переходящее Знамя Министерства культуры СССР и ВЦСПС за работу на селе. А Краснодарский театр музыкальной комедии ежегодно выезжал на гастроли и шефствовал над опереттой Ейска.
Один факт. Для Краснодарского театра драмы это был период творческого рассвета под сенью великолепного тандема - создавшего на его сцене 60 спектаклей художественного руководителя, лауреата Госпремии России народного артиста СССР Михаила Куликовского и директора, сумевшего сделать первый на юге храм Мельпомены аншлаговым, - дальнего родственника композитора С. Рахманинова Георгия Головнина. Театр дважды гастролировал в Москве в течение месяца, открывая сезон на сценах театра им. Моссовета и Кремлевского Дворца съездов, был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, а большинство его артистов - званий заслуженных и народных. Оперетта была отмечена грамотой Верховного Совета России.
Анастасия Куропатченко
Источник: Краснодарские известия
21.12.2013 00:23