Творческий конкурс «Учитель. Школа. Жизнь»



Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности.

В.Г. БЕЛИНСКИЙ.

Не просто судьба — божий промысел…

Учитель — слово, которое часто пишут с большой буквы. Призвание, которое требует от человека всех его сил и способностей без остатка. Служение, которое не знает каникул и перемен.

Повезло человеку, если на его жизненном пути встретился такой учитель, профессионал своего дела, талантливый педагог, способный зажечь в сердцах учеников огонь познания, вовлечь их в водоворот интересной и неповторимой школьной жизни. Именно таким педагогом всегда была и будет в памяти своих учеников учитель русского языка и литературы Эмма Федоровна Мирошникова. Год назад перестало биться сердце этого замечательного человека…

Обычно жизнь принято делить на личную и общественную, которая проходит в трудовом коллективе. Да только как знать, где эта граница, когда работа становится домом, а дом продолжением работы?

...Если искать какое-то единственное слово, которое лучше всего охарактеризовало бы внешние проявления Эммы Федоровны, не знаю, выбрать ли яркость (блистательность) или обаяние…

Всегда окруженная детьми, которых она притягивала как магнит, душа школы, несравненный педагог, превосходный завуч, сверкающий талант, неутомимая труженица. Незабываемы ее чудесный юмор, ее заразительные интонации, ее любимые выражения, становящиеся у окружающих обиходными, емкие и меткие определения и характеристики. Песни на ее стихи поются и по сей день.

Горжусь своей учительской династией,

Плеядой дорогих и близких мне людей,

Познавших счастье в выбранной профессии

И обучивших тысячи детей.

В ней гармонично сочетались все те качества, которые свойственны настоящему учителю. Быть им может тот, кто любит детей, кто терпелив и самоотвержен, кто, не жалея энергии, разума, фантазии, может распределить свой «запас человеческий» на много-много лет.

...Наверное, совсем не случайно родители Эммы Федоровны после окончания высших учебных заведений (мама — педагогического института, отец — политехнического института) приняли решение оставить столицу. Очень хотелось увидеть южные деревья — абрикосы. Приехали в приазовский город Ейск. Кубанская плодородная земля с обилием фруктов стала для них родной.

В 1936 году семья переехала в станицу Ясенскую. Совсем скоро эта учительская чета стала большой любимицей учеников, их квартира превратилась во вторую школу.

Мама Эммы Федоровны преподавала русский язык и работала в начальных классах до 1962 года. К ней, как к человеку эрудированному, обращались за помощью разные учителя, жители станицы, и она щедро делилась со всеми своим богатым опытом. Любовь к книгам пришла ко многим, в том числе и к ее дочерям и внучке. Она с гордостью вспоминала о том, что видела и слышала Сергея Есенина, читавшего свои стихи перед молодежью.

В 1937 году в семью постучалась беда: отец Эммы Федоровны Федор Федорович Беспалов был репрессирован без суда и следствия, и лишь в 1954 году семья получила из Москвы сообщение о его реабилитации. Трагический момент истории нашей страны стал печальной страницей летописи учительской семьи.

Мама Эммы Федоровны, Лидия Ивановна, оставшись с двумя маленькими детьми, испытала большую нужду, трудности военных лет, оккупации. Добрые люди делились с ней горсточкой муки, куском макухи, початком кукурузы. Выжила, воспитала двух дочерей, дала им хорошее образование. В 50-х и в начале 60-х годов ее младший брат Н.И. Бобровников был председателем Моссовета, затем работал в Госплане СССР и прилагал большие усилия, чтобы сестра переехала жить в столицу. Но Лидия Ивановна осталась в Ясенской. Не могла она покинуть станицу, людей, ставших ей близкими, любимых учеников, родную школу.

Ее дочери продолжили дело родителей. Валерия стала учителем математики, как и отец, а Эмма — учителем русского языка и литературы, как мама.

В течение 56 лет работала Эмма Федоровна в ясенской школе № 1 (нынешняя школа № 21 имени летчика Игоря Щипанова станицы Ясенской Ейского района), из них 17 лет — завучем.

Она — один из любимых преподавателей в станице, где каждый второй житель — ее ученик. Отличник народного пpосвещения, она воспитала целую плеяду педагогов, 15 из которых в настоящее время трудятся в родной школе. Удивительная работоспособность, стремление внедрить что-то новое в учебно-воспитательный процесс, любовь к людям — вот тот сплав, который стал основой для формирования Эммой Федоровной личностей учеников и учителей.

Свою любовь к педагогике она передала и дочери Ирине, учителю русского языка и литературы.

Рядом с Эммой Федоровной трудился и ее муж, учитель истории и обществознания Иван Григорьевич Мирошников, который считал уроки по этим предметам уроками жизни, а детей делал сопричастными времени. Иван Григорьевич успевал все: преподавал в школе, 20 лет возглавлял хор ветеранов войны и труда, ставший народным и известным в крае, был председателем исполкома Ясенского сельского Совета, депутатом.

Эмма Федоровна — мудрый завуч, учитель, руководитель драмкружка, где раскрывались таланты детей. Сама хорошо рисовала, писала стихи. С ней интересно было общаться всем. Она не только, как говорят, учитель от Бога, но и человек от Бога, если так можно сказать.

Работа Эммы Федоровны Беспаловой (Мирошниковой) отмечена грамотами краевого и всероссийского уровня, значком «Отличник народного просвещения». Она являлась делегатом 5-го съезда учителей Кубани.

За ее плечами большая, достойная уважения, трудная и счастливая жизнь.

Она всегда верила в созидательную силу людей, объединенных общими целями, заботами, общей болью и общим счастьем. Девиз «Все — для ребенка, все — во имя ребенка!» — ее своеобразное педагогическое знамя. Она последовательно работала с каждым учителем, чтобы поставленные перед коллективом задачи были осознаны каждым как свои личные.

Проработав в школе до 72 лет, оставалась молода душой до конца своих дней. Уроки Эммы Федоровны были современны всегда, ибо в основе ее методики преподавания лежит идея о том, что любой учебный материал, любое событие приобретает смысл для личности ученика только тогда, когда пройдет сквозь личность учителя.

Будучи завучем, она изучала систему работы каждого учителя. Анализ показал, что учителя строят урок по одной и той же схеме: организационный момент, опрос, объяснение нового, закрепление, разбор домашнего задания. Такая обязательная структура, навязываемая методическими инструкциями, по мнению педагога, была тормозом в повышении качества обучения.

Эмма Федоровна осваивала с учителями идеи проблемного обучения по трудам И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, теорию формирования потребностей у молодежи по работам Ю.В. Шарова. Постепенно вырабатывался собственный алгоритм работы по освоению научной методики.

Педагоги школы стали использовать в работе факторы, стимулирующие интерес ребят к учению, в частности методы, опирающиеся на неожиданность, парадоксальность, занимательность, создание ситуаций успеха, а также начали применять учебные дискуссии и познавательные игры.

«Строить уроки, развивая познавательный интерес, гораздо труднее, чем просто сообщать новую информацию для запоминания. Но зато какой результат!» — постоянно напоминала Эмма Федоровна коллегам.

Жизнь требовала качественного совершенствования учебно-воспитательного процесса, а механизм этого совершенствования, педагогический инструментарий был учителям не ясен. И тут завуч школы нашла правильный путь: идти от изучения затруднений педагогов, чтобы помочь им улучшить качество преподавания.

Когда появились статьи и книги академика Ю.К. Бабанского, учеников его научной школы по оптимизации целостного учебно-воспитательного процесса, Эмма Федоровна поняла, что системное совершенствование педагогического процесса еще впереди, что самообразование для нее — для завуча и учителя — непрерывно и конца ему не будет.

Работа Э.Ф. Мирошниковой с учащимися носила ярко выраженную профориентационную направленность. Не потому ли из классов, где она работала учителем, многие ребята шли в учителя? Из числа ее воспитанников более 30 стали преподавателями по разным предметам, среди ее учеников руководители предприятий, врачи, доктора наук, офицеры, хлеборобы.

Называя множество достоинств Эммы Федоровны, хочется выделить стержневое — увлеченность. Все, что ею сделано и делалось, — все с настроением, с душой. От увлеченности и ее интерес к работе, к педагогической и психологической науке, к человеку, к собеседнику.

Источник ее увлеченности — природная душевная щедрость и неиссякаемая любовь к людям.

Каждый факт биографии талантливого учителя, ее многогранной деятельности является иллюстрацией к любой задаче, к любому требованию, предъявляемому к учителю, а каждая цель достигалась ею разными путями, каждая ее инициатива реализовала не одну, а веер самых разных целей.

Размышляя над судьбой этого замечательного человека, понимаешь, что есть две силы, которые потрясающе сочетались в Учителе: это любовь к детям, людям и творческий огонек поиска нового, лучшего.

…Поколения сменяют друг друга, накапливается жизненный и профессиональный опыт, являющийся кладезем педагогических и духовных ценностей. В памяти нашей школы, станицы и далеко за ее границами будет жить имя Эммы Федоровны Мирошниковой.

Она всегда говорила: «Учитель — это не просто судьба, это божий промысел…»

Т.МАРЧЕНКО.

Директор школы № 21 имени летчика Игоря Щипанова.

Станица Ясенская.

Ейский район.

 
По теме
Фото предоставлено пресс-службой администрации Краснодарского края - НИА-Кубань Об этом сообщил глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев во время совещания по созданию федеральных круглогодичных морских курортов «Пять морей и озеро Байкал» под руководством Президента РФ Владимир Путин.
НИА-Кубань
Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет - Газета Трибуна Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет Глава и председатель Совета Первореченского сельского поселения выступила с докладом перед депутатами и жителями села.
Газета Трибуна
Форум прошел с пользой - Газета Заря Кубани Сегодня программа Всекубанского форума приемных семей в Сочи была насыщенной.
Газета Заря Кубани
История моей семьи - Газета Трибуна История моей семьи В Год семьи, объявленный Владимиром Путиным, президентом России, еще раз осознаешь ценность сохранения исторической памяти о своих предках, родных и близких людях.
Газета Трибуна