Как считали?
Рейтинг креативного капитала городов России The Calvert Journal станет частью глобального исследования Index Calvert 22 совместно с фондом PwC, призванным ранжировать ключевые экономические показатели наиболее инновационных территорий нашей страны. Рейтинг креативности составлялся журналистами издания на основе опроса местных жителей девяти пилотных городов проекта, расставленных в алфавитном порядке. Социологов, ученых, общественных деятелей, писателей, фотографов и др. спрашивали о разных аспектах жизни их города: открытости, расовой, сексуальной и религиозной толерантности и пр., а также оценивали количество населения, доступность Интернета, число посещений театров и музеев и т. д.
Первое место рейтинга заняла Казань, «официально признанная «третьей столицей России» в 2009 году после празднования ее тысячелетия и XXVII Всемирной летней универсиады». В качестве явлений-маркеров столицы Татарстана названы строящийся наукоград Innopolis на 150 тысяч жителей, студия промышленного дизайна Qullar и портал обо всем хорошем Adme.ru. После занимающего вторую строчку Краснодара (население 829 677 человек, среднегодовая температура +11,90C, доступ в Интернет имеют 67 процентов горожан, число посещений музеев и театров на тысячу жителей - 512) в порядке убывания в рейтинг вошли Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург, Тюмень, Воронеж и Екатеринбург.
The Calvert Journal (www.calvertjournal.com) - англоязычное онлайн-издание о современной культуре и креативных индустриях Восточной Европы, Балкан, России и Центральной Азии со штаб-квартирой в Лондоне. Вебсайт в ежедневном режиме публикует материалы и новости о современном искусстве, архитектуре, дизайне, фотографии, литературе, кинематографе и пр. Создатели проекта - основатель фонда Calvert 22 Нонна Матеркова, декан факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского гос-университета, бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин и известный британский журналист Эко Эшун.
Культурная среда
Авторы рейтинга креативности городов русских отдали столице Кубани вторую строчку, отмечая, что «Краснодар является столицей самого теплого, самого плодородного и туристически освоенного региона России» с «одной из наиболее быстро растущих региональных экономик страны, которая с каждым годом привлекает тысячи мигрантов» из других субъектов РФ.
«Помимо прекрасного климата и вкусной еды, ее культурные предложения разнообразны: от «Типографии», одного из самых известных центров современного искусства в России, до объектов, инсталляций и перфомансов арт-группировки ЗИП, стирающей границы между прошлым и будущим», представляет Краснодар The Calvert Journal.
- «Зипы»: художники Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Василий и Степан Субботины, Константин Чекмарев, учитывая, что люди они молодые, притягивают в культурный центр «Типография» определенную - молодую - целевую аудиторию, интересующуюся актуальным искусством. Помимо выставок «зипов», там проходят международные проекты, показывают много художников из других городов, читают лекции, устраивают дискуссии, - считает Игорь Михайленко, член Союза художников РФ и Международной ассоциации художников ЮНЕСКО, обладатель серебряной медали Российской академии художеств и золотой медали Союза художников РФ. - Все это за пять лет существования площадки привлекло внимание к Краснодару больше, чем, например, Кубанский казачий хор. Хор - безусловно, крутой бренд, но консервативный в хорошем смысле слова. Вот и ЗИП стал таким же брендом, но на другом поле.
Нонна Матеркова, петербургский финансист, живущий в Лондоне, основательница благотворительного фонда Calvert 22:
«Нашим рейтингом мы бы хотели дать толчок развитию креативной индустрии России, а это не только искусство, но и мода, и медиа, и многое другое. Во всем мире креативная индустрия составляет весомую долю в доходах экономики больших городов, но в России - нет. А ведь что требуется, чтобы влюбить иностранца в Сочи, Казань или Екатеринбург? Привезти его в правильное место на правильное событие».
Еда, я люблю тебя
Одной из причин привлекательности Краснодара The Calvert Journal называет еду: «После введения санкций местные фермеры активно расширяют свои производства, чтобы заменить запрещенный импорт. Потребовалось чуть больше года, чтобы они достигли огромных успехов, рождая надежду на то, что регион в ближайшие годы может стать Меккой гастрономического туризма. В Краснодарском крае выращивают самый северный в мире чай, а урожаи других культур в изобилии представлены на центральном рынке его столицы».
В качестве изюминки журнал приводит сайт Foodrider.ru, посвященный «местному гастрономическому буму»: его создатели Дарья Томилова и Дарья Щетинина пишут о новых ресторанах, продуктах и увлекательных гастрономических путешествиях.
- Мне такая оценка привлекательности Краснодара кажется вполне оправданной. Достаточно вспомнить, какое впечатление производят на приезжих своей красотой и многообразием краснодарские рынки, а южная кухня и частные винодельни - своим колоритом и вкусом, - отмечает Андрей Матюха, владелец краснодарских ресторанов «The Печь» и «Угли-Угли», обладатель второго места на российском этапе кулинарного «Оскара» - турнира Bocus d`Or. - Помимо таких «природных данных», за последние три-четыре года, может быть, пять лет, ресторанная индустрия в Краснодаре сделала качественный рывок: растет не только количество открывающихся ресторанов, но и их качество, хотя выживают по-прежнему сильнейшие. И, что не менее важно, люди стали более тщательно и избирательно подходить к ресторанной кухне: в ресторан идут не потому что он - модный, а потому что там вкусно.
Событие по запросу
Авторы исследования отмечают, что «культурные предложения» столицы Кубани «разнообразны: от центральной городской улицы Красной, которая становится пешеходной в выходные, до близости города к Ростову-на-Дону, Кавказу и Крыму. В совокупности все эти факторы делают Краснодар одним из самых богатых, перспективных и наиболее динамично развивающихся регионов России».
Кроме того, The Calvert Journal отмечает, что в Краснодаре, как и в других «креативных городах», люди «переписывают актуальные правила для ведения бизнеса», и приводит пример основателей одной из первых частных виноделен Garag’1st wines Александра и Максима Павелковых, отмеченных наградами на фестивалях в Италии и Франции.
- У меня слишком непосредственные знания о креативности Краснодара, но недостаточные - с точки зрения креативности других городов всей России: я, к сожалению, мало в каких из них была и не представляю, что происходит сейчас, например, в Екатеринбурге, который в конце прошлого века дал, например, все самое интересное в рок-музыке. Хотя тот факт, что Казань - однозначно один из наиболее ярких и по европейскому типу развивающихся городов, предлагающих своим жителям и академическое, и современное искусство, и большие фестивали, и другие события, могу подтвердить, - добавляет Ангелина Стипиди, основатель и владелица креативного агентства AStipidi, организатор «Школы арт-директоров», фестиваля «Стереопикник». - Когда меня спрашивают, не боюсь ли я организовывать такие большие события, как «Масленица с «Мадьяром» или уже второй фестиваль еды и музыки «Стереопикник», то я могу сказать: нет, не боюсь, потому что я уверена в том, что в Краснодаре есть люди, у которых есть спрос на такие события, это 100 процентов.
Анастасия Куропатченко