Вчера отметил 65-летие народный артист России, заслуженный деятель искусств Украины и Республики Адыгея, герой труда Кубани Николай Кубарь - балетмейстер, чье имя стало на Кубани синонимом традиционного танца. |
В станице, где поют и танцуют все, он учился у сельчан и отслуживших в военных ансамблях парней. В пять лет в сарае устроил балетный класс: на листе фанеры бил чечетку. В школе танцор-самоучка с «Казачком» впервые попал на конкурс в Ставрополе.
В конце 1960-х отец повез Николая в Московское академическое хореографическое училище, кузницу кадров Большого театра. Оттуда отправили в детский ансамбль песни и пляски под управлением В. Локтева, а оттуда - в Нальчик в хореографическое училище.
Балетному прыжку учился с наполненным песком мешком на спине. После танцевал в Музыкальном театре Нальчика у экс-солиста Большого А. Проценко: Шута в «Лебедином озере», Нура-ли в «Бахчисарайском фонтане», Колена в «Тщетной предосторожности».
Когда забрали в армию, танцора Кубаря перевели в ансамбль песни и пляски Московского округа ПВО. После службы он работал в народном ансамбле «Кабардинка», ансамбле Александрова и ансамбле народного танца СССР под руководством И. Моисеева.
Балетная пенсия - в 38 лет. Николай Кубарь сам ставит танцы: в Оренбургском и Кубанском казачьем хоре, мордовском ансамбле «Умарина», махачкалинской «Лезгинке». В 1986 году он на 20 лет становится главным балетмейстером Кубанского казачьего хора.
Эти десятилетия - время перерождения танцевальной группы хора из статистов в мастеров танца черноморских и линейных казаков. Знаменитые номера «Ковал кузнец казачью шашку», «Встреча кубанских казаков» и другие - труд Кубаря.
Сегодня балетмейстер - художественный руководитель Государственного концертного ансамбля танца и песни «Кубанская казачья вольница» Краснодарской филармонии им. Г. Пономаренко, где «Трын-дычок» и «Барыню» танцуют артисты из 12 регионов.
Многие из них - ученики профессора кафедры хореографии КГУКИ Николая Кубаря. И каждый владеет уникальной трюковой техникой мастера: два оборота в прыжке, приземление на колени, а с колен - еще два оборота в прыжке, и снова на колени.
Автор: Анастасия Куропатченко